ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И АСТРОЛОГИИ

 

По каким принципам мы выделяем те или иные свойства или признаки? По некоторым признакам в один класс можно отнести ежа и сапожную щетку. Будет ли это выделение ложным или истинным? Думаю, что такое разделение неправомочно, поскольку для практической цели важен именно принцип. Поэтому, возможно одновременное существование множества систем, которые составлены из одних и тех же элементов. Все зависит от задачи, поставленной при изучении этих элементов. Здесь сразу же возникает проблема субъективной и объективной классификации. Однако, эта проблема скорее мировоззренческая, чем логическая, и обсуждение последней возможно лишь как ее частный момент.

Что касается астрологии, сложность заключается в том, что нам трудно однозначно сформулировать, какой именно принцип лежит в двенадцатичленном зодиакальном делении, как раз потому, что на первый взгляд кажется, что этих принципов несколько. Несомненно лишь то, что этот принцип, осознанно или нет, существовал в те давние времена, когда оформлялась сама астрология.

В науке успешно применялся метод, называемый идеализацией. Создаются некие идеальные объекты, которые служат для логических (ментальных) операций. Например, "точка", не имеющая измерений, "черное тело", не отражающее свет, или "вакуум", под которым здесь понимается абсолютная пустота. Цель - избежать "несовершенного" многообразия конкретных реальных объектов, с которыми мы сталкиваемся на практике. Но, по большому счету, все понятия являются, в определенном смысле, идеальными объектами, т.е. моделями, с помощью которых человек осуществляет контакт с внешней средой. (Модель адекватна реальному объекту, но не тождественна ему). Нет двух похожих деревьев, но есть понятие "дерево", и все прекрасно понимают, о чем идет речь. И, чтобы отличить дерево от множества предметов и явлений окружающего нас мира, только логического определения явно недостаточно.

Эта проблема в исследовании астрологии очень напоминает проблему, с которой столкнулись зоологи при классификации видов.

Известный позитивист Дж. Милль (Система логики) разделяет два направления: "классификация по практическим соображениям", например, полезные растения и сорняки, и то, что он называет "естественными группами", т.е. классификация, отвлеченная от практических целей и направленная на чистое познание или то, что можно было бы назвать классификацией сущностей. Здесь он приводит ряд цитат из Уэвеля, по теории которого "естественные группы даются типом, а не определением". "Эти представления - о классах, определяемых признаками, которые не могут быть выражены словами...".

"Тем не менее, классы не остаются вполне неопределенными, без всякого мерила или руководства. Класс установлен твердо, хотя и не ограничен точно, он дан, но не очерчен, его определяют не внешний предел, а внутреннее средоточие, - не то что класс строго исключает, а то, что он преимущественно обнимает, - пример, а не правило. Короче, вместо определения нами должен руководить тип." "Тип есть образец из класса - например, вид из данного рода, - который рассматривают как преимущественно обладающий характером класса".

Таким образом, астрология применяет один из методов познания, называемый ТИПОЛОГИЕЙ, в основе которого лежит разделение объектов или систем и их группировка с помощью обобщений идеализированной модели или типа. (ФЭС, стр. 685).

Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов. В этом смысле астрология представляет собой:

1) количественное и качественное обобщение человеческого опыта, закрепление устойчивых признаков по принципу сходства и различия, выводимых из актуальной человеческой практики (эмпирическая типология). Этот опыт был систематизирован в символической зодиакальной модели, которая постепенно совершенствуется, конкретизируется и уточняется.

2) это идеальная модель мира, выражающая единство объективного и субъективного, с одной стороны, в их постоянной связи, с другой, в постоянном динамическом развитии.

Модель мира интерпретируется как психокосм (единство макро- и микрокосма), изображенный в мифологических образах.

Астрология символически описывает, например, психотип человека, как структурно, так и в динамике его развития. Те же символы используются для описания объективных процессов, таких как функционирование организма или развитие государства. Собственно, астрология дает представление об относительности деления на объективное и субъективное и впрямую подталкивает к интуитивному восприятию пространственно-временных переходов несколько иным путем, чем это делает теория относительности. Таким образом, астрология предстает перед нами как идеальный тип (Модель), с которым сопоставляются различные объекты и субъективные представления. Астрология исследует и моделирует содействие и противодействие многочисленных систем, развитие и деградацию их структур, периодику проявлений различных качеств. Эта УНИВЕРСАЛЬНАЯ модель дает такое число комбинаций, которое вряд ли будет возможно обобщить в конкретно-логическую систему, тем более, что постоянно (система развивается) возникают новые представления и конкретизации.

В астрологии мы сталкиваемся с тремя основными группами понятий: знаки Зодиака, планеты и дома. Знаки Зодиака являются прежде всего собственно ЗНАКАМИ в семиотическом смысле, т.е. они что-то представляют и обозначают, причем этот знак не случаен и является аллегорией, поскольку образ каждого знака достаточно иллюстративен даже для неастролога, хотя бы по типичному поведению представителей этих знаков и, следовательно, каждый знак Зодиака является отдельным ТИПОМ или в наиболее употребимом смысле - ПСИХОТИПОМ (хотя по своей универсальной типологии выходит далеко за его пределы), а Зодиакальный круг в целом образует СИСТЕМУ ТИПОВ.

Кроме того, многие воспринимают собственный знак как эмблему и в этом качестве даже как ТАЛИСМАН, хотя и не всегда осознанно.

Все эти определения, т.е. знак, аллегория, эмблема и тип, мы можем выразить словом - "символ", которому в астрологии придается категориальное значение качества, выделенного из всего многообразия окружающего нас мира.

Причем, при исследовании символов-планет, перед нами предстает своеобразная иерархия качеств, а при исследовании знаков мы видим, что каждый астрологический символ стремится выделить в своем составе наиболее универсальные типические признаки, объединяющиеся в типологическую СИСТЕМУ, отвечающую наиболее характерным требованиям: несовместимость соседних знаков, параллельность противоположных и тяготение к минимуму элементов системы при максимуме смысловых значений каждого элемента.


ИЛЬМОВ А.
("Астрология, век ХХ", М., 1991)



Сайт создан в системе uCoz