Стиль жизни потребителей среднего класса

(как иллюстрация стиля поведения типов)
 
 
 
 
Данное исследование посвящено изучению стиля потребления части современного социума, который условно можно было бы назвать "средним классом" и исследованию символичности этого потребления. Чтобы избежать терминологической неточности следует изначально оговориться, что объектом изучения выступала категория "профессионалов и предпринимателей", критерием принадлежности к которой являлось единственное требование - респонденты должны были иметь ежемесячный личный доход в размере от 500 до 3000 $ US как результат собственной профессиональной деятельности.

Целью исследования является изучение потребительского стиля как стиля жизни "предпринимателей/специалистов".
 
Объем выборки в случае данного исследования достаточен для выявления некоторых основных тенденций и формирования предварительных гипотез, но не претендует на полноту исследования поставленных вопросов.

Хотелось бы подчеркнуть условность подобной терминологии, поскольку само понятие "средний класс" применительно к российской действительности имеет многочисленные трактовки, а изучение социальной стратификации как таковой не является целью данного исследования.

Метод исследования: качественный метод глубинных интервью и фокус-групповых дискуссий.
Место проведения исследования: Москва
Структура исследования: 20 глубинных интервью, продолжительностью около 1,5- 2 часов, 2 мини фокус-группы по 4-5 человека в каждой, продолжительностью около 2,5 часов.
Участники исследования: мужчины и женщины с личным ежемесячным доходом от 500 до 3000 $ US, получаемым в результате собственной профессиональной деятельности.
 
Естественно, что такая широкая категория людей как "профессионалы и предприниматели" не является гомогенной. Она объединяет в себе людей совершенно различных типов, как с точки зрения личностных особенностей, так и с точки зрения стилей потребления и поведения. Для детальной типологизации этой категории, конечно же, необходимо проведение более глубоких исследований, но в процессе данного изучения мы обнаружили некоторые яркие типы, характеризующиеся общими личностными чертами и стилями потребительского поведения. Безусловно, наша типологизация не является полной и исчерпывающей, и может выступать лишь как предварительный набросок, "вход" в проблему. Основой для данной типологизации выступает стиль потребления и основные ценности, влияющие на респондентов как потребителей.
 
Данная типология может быть очень полезной для разработки различных рекламных и маркетинговых кампаний, поскольку позволяет "нащупать" "своего" потребителя, не выделяемого обычными методами социально-демографических показателей. Потребители, принадлежащие к различным, часто противоположным с точки зрения потребительского поведения типам могут принадлежать к одной и той же категории с точки зрения социально-демографической классификации. Эта проблема не является чем-то новым, однако, по нашему опыту, иногда в недостаточной мере осознается лицами, разрабатывающими маркетинговые стратегии.
 
Итак, следующие типы нам показались наиболее характерными:
 
1. Наибольшая брендированность, активное потребление и ориентация на престижные марки наблюдается у аудитории, ориентированной на получение удовольствия (тип "ГЕДОНИСТ" ).
Тип:
Основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль
Распределение доходов
Любимые формы досуга
Активность потребления
Само презентация посредством материальной атрибутики
Неприемлемые, неодобряемые данным типом виды деятельности
"Гедонист"*
* Удовольствие ("живи одним днем"),
* Активность,
* Современность, ("прогрессивность"),
* Стремление к новому,
* Интерес к жизни,
* Общительность,
* Желание хорошо выглядеть.
Хаотичное, импульсивное. Значительная доля денег уходит на развлечения, одежду, еду.
* Общение ("тусовка")
* Посещение ресторанов, ночных клубов, всех престижных и известных мероприятий.
* Путешествия (в том числе за границу).
Активное потребление, стремление к максимально дорогим и престижным маркам в самых разных областях потребления.
Сознательная и бессознательная демонстрация своей современности, модности и обеспеченности. Покупка дорогих аксессуаров, косметики, сигарет, других атрибутов престижа.
Посещение низкостатусных заведений и мероприятий, покупка дешевых и непрезентабельных товаров.
* Употребление терминов условное. Их цель - показать основное направление потребительской активности.
 
 
2. Для категории семейных людей и стремящихся к конвенциональности наиболее приемлемо покупательское поведение, ориентированное на поиск качественных товаров за приемлемые цены. Вектор основной потребительской активности направлен на обеспечение бытовых потребностей (тип "ОБЫВАТЕЛЬ" ).
Тип:
Основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль
Распределение доходов
Любимые формы досуга
Активность потребления
Само презентация посредством материальной атрибутики
Неприемлемые, неодобряемые данным типом виды деятельности
"Обыватель"
("Семьянин")
* Семья,
* Ответственность,
* Забота о близких,
* Общение
* Постоянство,
* Консерватизм,
* Конвенциональ-ность,
* Бытовая обустроенность.
Достаточно контролируемая и планируемая система распределения финансов, ограничение потребностей, откладывание денег, траты на образование детей, проведение семейного досуга, помощь родственникам.
* Телевидение,
* Кино,
* Специализи-рованные программы для детей (цирк, зоопарк...),
* Чтение,
* Театры,
* Дача,
* Спорт,
* Рестораны,
* Путешествия (как за границу, так и по России)
Высокая потребительская активность, ориентация на не очень дорогие, но качественные вещи. Очень важен фактор соотношения качества и цены.
Традиционный, классический стиль в одежде, возможны покупки дорогой атрибутики, однако нет склонности к активной демонстрации дохода.
Посещение экстремальных мероприятий, неконтролируемая трата времени и денег.
 
 

3. Для аудитории ориентированной на достижение профессионального успеха, характерно более серьезное отношение к своему имиджу и внешнему виду и соответственно маркам, покупаемых товаров (тип "КАРЬЕРИСТ" ).
Тип:
Основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль
Распределение доходов
Любимые формы досуга
Активность потребления
Само презентация посредством материальной атрибутики
Неприемлемые, неодобряемые данным типом виды деятельности
"Карьерист"
* Работа,
* Успех,
* Продвижение по службе,
* Социальное одобрение.
Разумная, регулируемая трата денег, склонность к накопительству.
* Рестораны,
* Занятия спортом,
* Чтение профессио-нальной литературы,
* Посещение кинотеатров,
* Путешествия за границу
Ориентация на достаточно дорогие и качественные вещи известных марок.
Ярко выражен мотив социальной желательности. Демонстрация достатка и достижений, нередко классический и деловой стиль в одежде, достаточно дорогие, но традиционные аксессуары. Часто придерживается костюмного стиля и вне работы, чувствуя себя наиболее комфортно именно в этом образе.
Нетрадиционные и маргинальные формы время провождения, покупка низкостатусных товаров, некомфортные условия, самостоятельный туризм.
 
4. Для категории потребителей, у которых духовные и интеллектуальные потребности занимают высшие позиции в иерархии ценностей не характерно совершение дорогих и престижных покупок с целью самопрезентации. Вектор основной потребительской активности направлен на обеспечение культурных потребностей (тип "ИНТЕЛЛИГЕНТ" ).
Тип:
Основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль
Распределение доходов
Любимые формы досуга
Активность потребления
Само презентация посредством материальной атрибутики
Неприемлемые, неодобряемые данным типом виды деятельности
"Интеллигент"
* Когнитивная сложность,
* Консервативность,
* Оригинальность
* Дружба,
* Общение,
* Интерес к искусству, истории, литературе.
Стремление к разумному распределению доходов.
* посещение театров, музеев, консерватории,
* Чтение,
* Музыка,
* Посещение кафе и ресторанов среднего уровня,
* Общение,
* Прогулки,
* Туризм,
* Путешествия по России и за границу (в основном к местам имеющую историческую и культурную ценность).
Стремление к покупке простых, недорогих товаров, средняя или низкая потребительская активность в различных областях, кроме культуры, где потребительская активность достаточно высока.
Частое пренебрежение к "внешнему лоску", к демонстрации фирменных, стильных и дорогих вещей. Неориентирован-ность на модность. Ориентация на покупку классической и оригинальной, необязательно дорогой одежды, и аксессуаров.
Участие в различного рода престижных мероприятиях, посещение ночных клубов (особенно экстремальных), "некультурное" поведение.

5. У людей, чья основная деятельность минимально ориентирована на взаимодействие с социумом (тип "КОМПЬЮТЕРЩИК" ), потребительская мотивация и осведомленность о марках сформирована в основном в технических, и в частности, компьютерных областях, куда направлен и вектор основной потребительской активности.
Тип:
Основные устремления, ценности, влияющие на потребительский стиль
Распределение доходов
Любимые
формы
досуга
Активность потребления
Само презентация посредством материальной атрибутики
Неприемлемые, неодобряемые данным типом виды деятельности
"Компью-
терщик"
* Занятия, связанные с компьютером, интернет, компьютерные игры,
* Интеллект (логичность),
* Технологии,
* Техника.
Существенная часть дохода вкладывается в постоянное усовершенство-
вание компьютера и приобретение программного обеспечения, игрушек или техники. Получаемая зарплата часто оказывается выше уровня повседневных потребностей, значительная ее часть остается невостребованной, откладывается или / и идет на помощь родственникам и покупку техники.
* Деятельность, связанная с компьютером: усовершенство-
вание компьютера и программного обеспечения, игры, интернет,
* Общение в узкой компании близких друзей, часто тоже "компьютерщиков",
* Путешествия, туризм.
"Живет не по средствам" в обратном от общепринятого значения. Характерна неприхотливость и отсутствие стремления к повышению уровня жизни, несмотря на доход. Потребительская активность касается таких областей как компьютеры и техника.
Отсутствие ориентации на мнение социума, небрежное отношение к одежде. В редких случаях попыток выглядеть модно и современно могут покупать дорогие марки, но при этом их сочетание может выглядеть нелепым, безвкусным.
Неоправданная трата денег на дорогие и престижные товары и мероприятия.

Примеры для иллюстрации предложенной типологии "предпринимателей" и специалистов"

"Гедонист"

Алла, 28 лет, менеджер преуспевающей кампании, не замужем. Считает себя общительной, раскрепощенной, активной, "продвинутой", современной, легким на подъем и любящим жизнь человеком.

В жизни Аллы сложно говорить о строгой, планируемой системе распределения доходов: хаотичная, импульсивная, неконтролируемая трата денег проходит под девизом "живи одним днем", средства не накапливаются и не откладываются, часто ей приходится залезать в долги, что бы вписаться в бюджет, не отказывая себе в привычных удовольствиях. Поскольку значительная доля средств тратится в приоритетных сферах потребления, на сферы, требующие долгосрочных накоплений и значительных вложений, такие как недвижимость, средств не хватает.

Алла большое значение придает своему внешнему виду, демонстрации статуса и качеств, которые она ценит в себе (современности, "стильности", раскованности). Стремится носить обувь и одежду только модных и престижных марок.

Ее приоритеты отражаются на специфике потребления в различных сферах:

* Одежда (Макс Мара), обувь (Балдинини), аксессуары (очки Криститан Диор, часы - Тиссо). Алла ориентирована на известные, престижные марки, моду, по возможности предпочитает покупать одежду за границей. Курит новый Кент, считая его достаточно престижной и современной маркой).

* Косметика (Шанель и Герлен), парфюмерия (Диор и Шанель) (придает очень большое значение всем средствам по уходу за собой, покупает множество дорогих и известных марок, любит выбирать и рассматривать красивые упаковки, и испытывает удовлетворение, когда "как бы невзначай достает дорогую помаду и ловит на себе "завистливые" взгляды в женской уборной".

* Техника, средства связи. Крайне важны такие внешние атрибуты, как сотовый телефон (Моторола), престижные марки бытовой техники (Бош и Браун). Часто покупает бытовую технику (кухонные комбайны), только из-за красивого дизайна и престижной марки, которой впоследствии не пользуется, купила себе максимально престижную из доступных марок автомобилей: новой "девятке" предпочла подержанную иномарку (Ауди).

* Досуг. Читает "Афишу" и "Караван историй" и "Вог", интересуется всем новым происходящем в области культурно-развлекательных мероприятий и является активным их посетителем. Она с легкостью согласится пойти на выставку, в театр, кино или на концерт в компании; прочитает нашумевшую книжку и с удовольствием будет впоследствии делиться впечатлениями. Любит активный отдых, туризм за границу (Париж, Гаваи).

* Еда, напитки, курение (предпочитает по возможности питаться в ресторанах (Кафка), кафе (Республика Кофе), клубах (Галерея), покупать еду в супермаркетах (Седьмой континент, Рамстор), ориентирована на дорогие престижные марки сигарет ("новый Кент" и алкогольных напитков (Бейлес, Кальвадос, Текила).

В значимых для нее сферах Аллу отличает высокая потребительская компетентность: она прекрасно ориентируется в марках и услугах, присутствующих на рынке, стремится узнать о них как можно больше из журналов и от знакомых. Ее характеризует очень высокая осведомленность о местах проведения досуга.

Алла не склонна задумываться о "завтрашнем дне". Воображая то, как изменится ее жизнь в случае появления неограниченных средств (причем, она представляет их как единовременно получаемую нереально большую сумму, а не как регулярный высокий доход), Алла мыслит свое потребление в том же направлении, но в более грандиозных масштабах, мечтает о богатом любовнике с яхтой и собственном "Ягуаре".

(Т.: Интуит-логик, очень вероятно - Дон. )

"Интеллигент"

Татьяна, 36 лет, замужем, директор частной школы. Основные ее ценности - общение с друзьями, доброжелательное отношение к людям, интерес к искусству и истории. Она стремится сама обладать этими качествами и ценит их в людях.

Татьяна отличается спокойным отношением к деньгам, считает, что это не главное в жизни и стремится помогать своим родственникам, на это у нее уходит значительная часть дохода. В остальном Татьяна стремится к разумному распределению доходов, покупке необходимых вещей для себя и семьи и собирает в течение года деньги на летнее путешествие. Значительных накоплений она не имеет, но не сильно переживает по этому поводу: она рассчитывает на помощь друзей и понимает, что сможет прожить и в менее обеспеченных условиях, хотя, безусловно, стремится к определенному достатку.

Общение Татьяны внутри ее круга носит неформальный характер, и нередко посвящено обсуждению искусства, философских и жизненных проблемам. Люди ее круга обладают самым различным доходом, но это никак не отражается на их взаимодействии. В связи с этим, Татьяна не придает большого значения престижу и демонстрации своего достатка, напротив: считает это "мишурой", недостойной внимания. Ее отличает не очень высокая потребительская активность, однако она стремится к покупке необходимых, "прилично выглядящих", качественных, но не очень дорогих товаров.

Особенности потребления и предпочтения проявляются в различных сферах по-разному:

* Досуг. Значительная часть денег уходит на покупку книг, активно посещаются музей, выставки, консерватория и театры. Из остальных развлечений считает возможным посещение ресторанов среднего уровня, бард-кафе, бассейна, и не понимает такого досуга, как ночные клубы, считая это пустой тратой времени. Самым любимым времяпровождением для нее остаются встречи с друзьями, прогулки с ними по городу и подмосковным усадьбам, путешествия на байдарках, где она чувствует себя человеком, свободным от социальных условностей, близким к природе. Так же любит путешествия за границу, но предпочитает европейские страны, имеющие интересную культуру, историю и архитектуру, активно посещает музеи и гуляет по улицам.

* Одежда, обувь, аксессуары. Татьяна следит за собой, однако ее стиль в одежде отличается простотой, некоторые ее вещи связаны вручную, украшения недорогие, но оригинальные, она покупает их на вернисажах, в индийских магазинах и за границей.

* Еда, напитки, курение. На еде не экономит, но и не стремится к покупке деликатесов и покупке в престижных магазинах. Из спиртных напитков предпочитает массандровские вина и пьет их довольно регулярно. Не курит, считая это вредным и некрасивым для женщины).

* Жилищные условия. Приобрела участок под Москвой и много времени и сил отдает работе на даче, так же уделяет внимание своей городской квартире: покупает и делает сама разнообразные оригинальные украшения, вешает картины).

* Парфюмерия, косметика. Пользуется простой и недорогой парфюмерией (Ив Роше), любит "наши" шампуни и крема (Грин мама, Линда) за их натуральность и естественность, имеет минимальный набор декоративной косметики.

* Техника, средства связи, машины. При покупке техники ориентируется на известные, но не самые дорогое марки: Sony, Panasonic, имеет только то, что считает необходимым: телевизор, видеомагнитофон, стиральную машину, музыкальный центр, машину - подержанную "шестерку".

Насколько Татьяна хорошо разбирается во всем, что происходит в культурной жизни, настолько для нее незначительны тонкие различия и особенности различных марок одежды, техники, косметики и других областей потребления.

Она считает, что обладает фактически всем необходимым для жизни, единственные потребности, которые по ее мнению не имеет предела насыщения - покупка хороших книг и картин, путешествия.

(Т.: Интуит-логик, возможно, Роб. )

"Обыватель"

Дмитрий, 34 года, женат, менеджер строительной компании.

Большое значение придает своей семье, заботе о близких, ценит в себе такие качества как ответственность, надежность, постоянство, спокойствие и разум. Дмитрий не очень интересуется современными экстравагантными и модными новшествами и не любит необдуманных импульсивных поступков, он считает себя остепенившимся и солидным человеком, которому не пристало проводить время в ночных клубах и сорить деньгами.

Его система распределения доходов продуманна и проста: большая часть тратится на детей, в том числе немало уходит на их образование (у старшего ребенка платная языковая школа, у младшего кружки и репетиторы), 30 процентов стабильно и ежемесячно откладывается на летнее путешествие, на будущую квартиру, на крупные покупки и просто "на черный день". Крупные покупки Дмитрий планирует заранее и обсуждает с женой.

Основное общение происходит на работе, в кругу семьи и с семьей его близких друзей. Он имеет некоторые дорогие аксессуары, однако в целом старается не выделяться, а скорее быть не хуже других в своем кругу. Это проявляется в том, что при покупке он ориентирован на не очень дорогие товары и склонен по возможности экономить, стараясь найти ту же вещь, но за более низкую цену в другом месте.

Приоритеты в различных сферах потребления распределяются следующим образом:

* Одежда, обувь, аксессуары. В одежде Дмитрий отдает предпочтение костюмному стилю на работе по долгу службы и предпочитает простой, спортивный стиль вне работы. Однако, собираясь в гости или на другие светские мероприятия, так же отдает предпочтение костюму. Простую одежду Дмитрий покупает на рынке, костюмы же предпочитает покупать в магазинах, руководствуясь соотношением качества и цены. Из аксессуаров Дмитрий носит только часы).

* Техника, средства связи, машины. Обладает необходимым набором аудио/видео и бытовой техники, известных марок среднего уровня, однако, к каждой покупке подходит основательно, обсуждает с женой ее целесообразность и с трудом поддается на новомодные, но "излишние" по его мнению, технические приспособления. Его машина - Нива, которую он считает ее "рабочей лошадью", а не "машиной его мечты". Мечтает о "Джипе".

* Еда, напитки, курение. В еде Дмитрий отличается традиционными вкусами, покупки совершает в основном в обычном магазине у дома, а овощи приобретает на рынке. Покупать в супермаркете считает достаточно неразумным, так как это его мнению неоправданно дорого.

* Парфюмерия, косметика. Дмитрий пользуется Жилетт, зная эту марку как хорошо зарекомендовавшую себя и достойную уважения, но так же использует более простую косметику и парфюмерию.

* Жилищные условия. Дмитрий живет со своей семьей в двухкомнатной квартире и чувствует себя несколько стесненно в этом пространстве, поэтому регулярно откладывает деньги на квартиру. Так же он отдает много сил и средств на усовершенствование дачи, которая занимает в его жизни значимое место.

* Досуг. Чаще всего Дмитрий отдает предпочтение проведению досуга в кругу семьи или совместно с семьями друзей. Они могут съездить за город на пикник или на дачу, сходить в кино или просто посидеть в гостях друг у друга. Изредка он не прочь сходить в ресторан с друзьями или семьей. Ночной клуб, казино считает неприемлемыми для себя формами досуга, осуждая и не понимая тех, кто посещает подобные заведения. Катаясь зимой с семьей на лыжах, а летом работая на даче, считает, что нет необходимости в том, что бы посещать специальные спортивные секции. Летом так же ездит с семьей отдыхать к родственникам в курскую область и на Кипр по путевке.

Дмитрий неплохо разбирается в области техники, и старается покупать известные, но не самые дорогие марки, однако, в целом, его осведомленность в марках достаточно невысока.

В будущем Дмитрий стремится к приобретению недвижимости, к тому, чтобы дать хорошее образование детям, приобрести более хорошую машину. В остальных сферах он так же предполагает улучшение, однако, это его заботит в меньшей степени.

(Т.: Интуит-логик, очень вероятно - Дон. )

 

"Карьерист"

Николай, 29 лет, не женат, менеджер в консалтинговой компании.

Огромное значение придает своей работе, и основные свои усилия сосредоточены на достижения успеха в этой области, продвижения по службе. Он уважает себя за настойчивость, трудоспособность и способность чего-то добиться, и ценит эти качества в людях.

В своей системе распределения доходов Игорь придерживается рациональных принципов: он откладывает значительную долю денег на квартиру, а оставшуюся часть старается разумно распределить.

Общение Игоря в основном ограничивается сотрудниками и партнерами по работе, в нерабочее же время Игорь предпочтет ходить с коллегами в ресторан.

Для Игоря очень важно мнение окружающих, он сильно ориентирован на социальное одобрение и старается соответствовать высокому уровню в большинстве областей потребления, покупая достаточно дорогие, престижные марки хорошо зарекомендовавших себя производителей.

Специфика предпочтений и приоритеты в различных потребительских сферах распределяются так:

* Одежда, обувь, аксессуары. Игорь придерживается строго, костюмного стиля не только на работе, но и вне ее, чувствуя себя наиболее комфортно в этом образе. Предпочитает покупать Hugo Boss, считая эту марку достаточно престижной и соответствующей его статусу и имиджу делового, целеустремленного человека. Так же он имеет достаточно дорогие, традиционные аксессуары.

* Парфюмерия, косметика. В данной области предпочтение отдается Кристиан Диор, как качественной, французской марке.

* Техника, средства связи, машины. Имеет дома технику хороших, известных марок достаточно высокого уровня (Bosh, Technics). Имеет сотовый телефон, машину Opel и мечтает о BMW).

* Еда, напитки, курение. Часто питается в ресторанах, дома же ест простую пищу, однако покупает ее в супермаркете. Большой знаток спиртных напитков, больше всего любит хороший, дорогой виски (например, Johny Walker Black Label). Курит Парламент, считая, что эти сигареты соответствуют высокому статусу и подходят солидному, достигшему определенного успеха человеку).

*Жилищные условия. Игорь делает в своей квартире ремонт, соответствующий современным западным стандартам.

* Досуг. У Игоря не очень много свободного время, и он отдает его отдыху, чтению прессы (в основном деловых, связанных с работой журналов и новостей в "Коммерсанте") просмотру видеофильмов, походам в кино. Любит сходить в ресторан или бар, ездит отдыхать за границу (Канарские и Карибские острова).

Игорь неплохо ориентируется в марках и интересуется ими.

Воображая себе, как может измениться его жизнь при обладании достатком, достаточным для реализации "всех потребностей" (который он оценивает как ежемесячную сумму в 15 тысяч долларов), Игорь в первую очередь думает приобретении недвижимости за рубежом и покупке новой модели Mercedes.

(Т.: Сенсорик, возможно логик, Штирлиц или Нап.)

 

"Компьютерщик"

Сергей, 30 лет, не женат, программист. Огромное место в жизни занимает компьютер. Сергей уважает себя за свою оригинальность и интеллектуальные качества и ценит это в людях.

Получаемая зарплата оказывается выше достаточно низкого уровня потребностей, поэтому значительная ее часть не тратится на собственные нужды: откладывается и отдается родителям. Из оставшейся суммы львиная доля вкладывается в постоянное усовершенствование компьютера, приобретение CD-ROM, музыкальных CD, покупке высококачественной аудиотехники.

Общение Сергея в основном ограничивается сотрудниками по работе и несколькими старыми друзьями, с которыми он любит изредка посидеть, попить пива и поговорить о компьютерах и книгах или поиграть в преферанс. Более характерным способом общения для него является интернет: он может часами просиживать в чатах, посещать конференции. Такой способ взаимодействия с людьми он находит более легким, безопасным и интересным. В целом, ориентация на мнение социума выражена довольно слабо. В силу такого несколько асоциального образа жизни, Сергей не придает большого значения своему внешнему виду, покупке престижных товаров демонстрации своего дохода.

Наиболее значимыми областями потребления для него оказываются:

* Техника, средства связи, машины. Сергей интересуется всем, что связано с компьютером: программами, играми, новыми техническими возможностями и занимается постоянным его усовершенствованием.

* Досуг. Самый типичный способ проведения свободного времени для Сергея - дома: сидя за компьютером или читая книгу, в основном фантастику, изредка он может посмотреть какой-нибудь фильм по видео. Иногда встречается с друзьями и раз в году отправляется с ними в поход.

* Еда, напитки, курению. Здесь наблюдается достаточно высокая непритязательность в выборе, как продуктов, так и мест их покупки, однако, Сергею приятно, что он может себе позволить все, что захочет, и что в этой области у него нет ограничений.

* Жилищные условия. Сергей не уделяет большого внимания внешнему антуражу своей квартиры, поэтому у него уже несколько лет не доходят руки до того, чтобы сделать приличный ремонт.

*Одежда, обувь, аксессуары. Со стороны Сергей абсолютно не производит впечатления обеспеченного человека, он не только не ориентируется на марки при выборе одежды и аксессуаров, но и не придает большого значения их внешнему виду, стремясь к максимальной простоте и удобству и функциональности при их выборе (характерен несколько "военизированный" стиль одежды.

* Парфюмерия, косметика. Потребление в данной области ограничивается пеной для бритья, мылом и шампунем.

Области потребления, не связанные с компьютерами и техникой, не имеют для Сергея большого значения. Он плохо разбирается в марках и его во многом устраивает тот образ жизни, который он ведет.

Сергей, воображая, что его доход значительно увеличился, говорит в первую очередь об усовершенствовании компьютера и возможности больше времени проводить, играя в компьютерные игры и усовершенствуя различные программы, а также о покупке аудио- и видеотехники качества Hi-End.

(Т.: Интуит-логик, очень вероятно - Дон. )

 





Сайт создан в системе uCoz