ТЫ ЗА КОГО - ЗА ЖЕГЛОВА ИЛИ ЗА ШТИРЛИЦА?


ТЫ ЗА КОГО - ЗА ЖЕГЛОВА ИЛИ ЗА ШТИРЛИЦА?

Наталья ЛАЙДИНЕН, менеджер по связям с общественностью исследовательского центра "РОМИР", журнал "Советник" N 6 (42) 1999 (http://www.sovetnik.ru/archive/1999/12/article.asp?id=14)


В своих прогнозах о том, кто станет новым президентом, аналитики вольно или невольно ограничивают круг претендентов несколькими лидерами российской политической элиты. В любом случае на первый план неизбежно выходит личностный фактор: анализируются взгляды и поступки конкретных людей, действия их окружения, подчас даже слухи и сплетни, возникшие вокруг той или иной персоны.

Мы решили подойти к проблеме выборов 2000-го года с другой стороны, и попробовали выяснить, не КОГО хотели бы видеть россияне президентом, а КАКИМ этот человек должен быть по их представлениям. Иначе говоря, к какому ТИПУ личности - скорее, на бессознательном уровне, чем осознанно - склоняются избиратели.

Наше исследование основывалось на методах, используемых в сравнительно новой науке - соционике, которая находится на стыке психологии, социологии и информатики. Объектом ее изучения являются психологические типы, о существовании которых догадывались еще в глубокой древности.

В рамках этого исследования "РОМИР" провел представительный опрос взрослого населения России. Всего было опрошено 1500 человек в 40 субъектах Российской Федерации, 115 населенных пунктах (160 точек опроса).
Всем участникам предлагалось выбрать одного из шестнадцати кандидатов в президенты, каждый из которых является ярким представителем определенного психологического типа. В списке были представлены как герои "культовых" литературных произведений и кинофильмов, так и реальные люди. Правда, среди последних не было никого, кто на самом деле собрался бы баллотироваться на грядущих выборах.

МАРШАЛ ЖУКОВ - ПРЕЗИДЕНТ ВСЕХ РОССИЯН

Главный итог исследований можно сформулировать так: наши соотечественники хотели бы, чтобы ими руководил человек, более живущий умом, чем сердцем, и уделяющий основное внимания работе, а не личной жизни. Такой тип называют "логиками". За него проголосовало бы около 70% участников опроса.

К другому типу относятся те, кто, наоборот, живут сердцем, чувствами. Работа для них - возможность удовлетворить личную потребность в общении. Таких называют "этиками". Они менее популярны, им отдали предпочтение лишь 15% опрошенных. Для полноты картины отметим, что остальные участники опроса затруднились сделать однозначный выбор.

Среди "логиков" симпатии 50% респондентов снискали инициативные люди, склонные в большей степени сами выдавать словесную и поведенческую информацию, чем принимать ее от других. Это так называемые логики-экстраверты, иначе говоря "предприимчивые". Они занимают активную жизненную позицию, понимая общение как деловое сотрудничество. Наиболее популярным в этой группе стал представитель, для обозначения которого используется сочетание "сенсорно-логический экстраверт" (его выбрали 35% опрошенных). Это волевой целеустремленный человек с решительным и жестким характером. Он все делает увлеченно, с намерением обязательно довести до конца. При этом руководствуется жесткой логикой, которую совсем недавно назвали бы "партийной". Не сомневается в своем праве руководить людьми и последнее слово при коллегиальных обсуждениях непременно оставляет за собой. Правда, это качество обычно компенсируется глубокой увлеченностью делом и умением увлекать других.

Человек такого типа - хороший тактик, способный на политическое лавирование, но свою принципиальную позицию не изменит никогда. Он мало подвержен эмоциям, особенно отрицательным - страху, ненависти, зависти. Чем ситуация опаснее, тем он собраннее и решительнее. Яркий представитель этого типа - маршал ЖУКОВ.

А ЕЩЕ У НАС ЛЮБЯТ РАЗВЕДЧИКОВ

Другим представителем "предприимчивых", также завоевавшим немалую долю симпатий (14%), стал "логико-сенсорный экстраверт". Он мыслит быстро и четко, а действует разумно и логично. Инициативный и решительный, он любит быть в центре внимания. Обладает большой работоспособностью, все делает основательно и качественно. Начальства не боится, по отношению к нему может быть даже агрессивен. В экстремальной ситуации, с которой сам не может справиться, иногда впадает в ярость - но это лишь форма защитной реакции и средство мобилизовать партнера. Во всем любит порядок, основательность, честность и прямолинейность. Внешне отличается военной выправкой, даже если никогда не служил в армии. Он - прирожденный разведчик. Яркий представитель этого типа - герой фильма "Семнадцать мгновений весны" ШТИРЛИЦ.

Теперь о противоположных типах из той же категории "логиков". Это "логики-интроверты", или "хладнокровные". За таких проголосовало бы 20% респондентов. "Хладнокровным" свойственно занимать выжидательную позицию, принимать к рассмотрению чужие предложения. Общение для них - обмен недостающей информацией объяснительного характера, и происходит оно по устоявшимся схемам.

Половину голосов из упоминавшихся 20% получили "логико-сенсорные интроверты". Такие люди обладают умением очень точно выбирать лучший из имеющихся вариантов, а затем с бескомпромиссностью, доходящей до упрямства, бороться за его реализацию (и при этом категорически отвергать все, что не соответствует выбранной схеме). "Логико-сенсорный интроверт" никогда не впадает в отчаяние и не поддается иллюзиям. Он упрямый и бескомпромиссный. Став руководителем, он проявляет склонность к "завинчиванию гаек". Он внешне тактичен, чувствует людей, но относится к ним как к инструментам. Вообще, этот тип являет собой сочетание деликатности и авантюризма. Его представитель - герой фильма "Место встречи изменить нельзя" Жеглов.(имеется ввиду МАКСИМ)

"ДУШЕВНЫЕ" НЕ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ

Среди "этиков" наиболее привлекательными оказались те, от кого исходит поток эмоций к окружающим, кто находится в постоянном активном поиске чувств. Это "этик-экстраверты", иначе "страстные". Они воспринимают общение как обмен эмоциями, как будто бы плавают в бурном потоке жизни.

Человека этого типа, представители которого в среднем раньше всех женятся или выходят замуж и чаще других разводятся, на посту президента России хотели бы видеть 10% респондентов. Из них половина предпочитает "интуитивно-этического экстраверта". Это горячий энтузиаст, высокодуховная, артистичная личность. Он всегда полагается на свою способность мгновенно импровизировать вместо того, чтобы заранее готовить какую-то работу. Любит новые интересные начинания, дающие возможность проявить свои и чужие способности. Не честолюбив и, в отличие от тех, кто стремится открыто управлять ситуацией, предпочитает делать это незаметно. При этом его влияние направлено в основном на то, чтобы окружающие максимально раскрыли свои способности. В нашем списке этот тип был представлен героем фильма "Москва слезам не верит" Георгием. (подразумевается ГЕКСЛИ)

Еще меньше голосов (6%) получили "этик-интроверты", или "душевные". Для этого типа характерен пассивный поиск чувств, а общение понимается как обмен знаками душевной привязанности. Именно такие люди наиболее склонны к "домостроевскому" поведению со стереотипным распределением мужских и женских обязанностей: мужчина - кормилец семьи, женщина - хранительница очага и воспитательница детей. Наибольшие симпатии в этой группе вызвал "сенсорно-этический интроверт". Это дружелюбный, оптимистично настроенный человек, не навязывающий окружающим свою волю. Он внимателен и заботлив. От него исходят быстрые сознательно-эмоциональные реакции, направленные на изучение и изменение эмоций окружающих. У нас этот тип представлял герой романа "Три мушкетера" Атос.(речь о ДЮМЕ)

ПЕНСИОНЕРЫ И БРИГАДИРЫ - ЗА "ПРЕДПРИИМЧИВЫХ"

Несмотря на то, что наибольшие симпатии вызвал тип людей "предприимчивых", предпочтение ему отдали в основном не предприниматели. Закономерность здесь следующая. Чем старше респонденты и чем выше их уровень образования, тем чаще они демонстрировали готовность голосовать за человека из этой категории. Наибольшие симпатии "предприимчивым" выказали пенсионеры и инвалиды, чуть меньшие - работающие и временно неработающие.

Среди работающих тип "предприимчивых" вызвал симпатии сельскохозяйственных рабочих, мастеров, бригадиров, а также руководителей высшего и среднего звена. Чем ниже был доход респондента, тем чаще он останавливал свой выбор на "предприимчивом".

Очевидно, такой тип личности склонен выбирать тот, кто в силу ряда причин оказался в обществе не в лучшем положении и оттого настроен на перемены. Понятно, что этот тип оказался привлекательным и для того, кто сам занимает некую руководящую позицию, причем в такой структуре или системе, где помимо него существуют и иные руководители - более низкого или более высокого ранга.

Но почему этому типу отдали предпочтение сельскохозяйственные рабочие? Можно выдвинуть две версии. Во-первых, можно догадаться, что идеи перемен, в силу создавшегося в сельском хозяйстве положения, им сегодня ближе, нежели традиционный "сельский консерватизм".

Вторая версия связана с предположением о том, что тип "предприимчивого" часто ассоциируется с тем, кто принадлежит к стихии земли. Следовательно, сельские жители склонны воспринимать его как "своего", "родного".

ДОМОХОЗЯЙКИ ВЫБИРАЮТ СЕРДЦЕМ

"Хладнокровные", наоборот, пользуются популярностью у более молодых граждан. Привлекательность этого типа растет с повышением образовательного уровня респондентов, однако для тех, кто уже закончил вуз, "хладнокровные" не представляют интереса. Одинаково положительно к "хладнокровным" относятся студенты и домохозяйки. Доход в данном случае роли не играет. Объяснение здесь, скорее всего, такое: семейный доход домохозяйки определяется зарплатой мужа, а доход студента зависит от многих факторов (стипендии, личного приработка, заработка родителей и т.д.).

У поклонников "страстных" нет четкого деления по полу, возрасту или месту работы. Правда, если говорить о социальном статусе респондентов, здесь можно выделить домохозяек и студентов, отвечающих, как и в предыдущем случае, почти одинаково. Все становится понятным, если вспомнить, что главные характеристики этого типа - чувства и эмоции. А ведь именно домохозяйки составляют основную аудиторию "мыльных опер"...

"Душевных" также любят более молодые и более образованные. Особенно студенты - и те, кто никогда не работал, и те, кто занимается бизнесом. Этот тип людей предпочитают предприниматели, уже завершившие обучение (в вузе, техникуме или хотя бы школе), и служащие. "Душевные" импонируют им умением уверенно выбирать понравившегося партнера (по работе или в личной жизни), быстротой реакции и решимостью в поиске наиболее действенных вариантов, что в конечном итоге активизирует и того, с кем они имеют дело.

Какую роль сыграют подобные предпочтения россиян при принятии судьбоносного решения в кабине для голосования в 2000 году - можно только догадываться. В любом случае, принадлежность конкретного кандидата к определенному психологическому типу, несомненно, окажет свое влияние на результаты выборов. И этот фактор не стоит игнорировать.

Сайт создан в системе uCoz