ЗАЧЕМ ПИАРУ СОЦИОНИКА?


ЗАЧЕМ ПИАРУ СОЦИОНИКА?

Станислав Пецольд, Василий Стоякин, члены правления Днепропетровского клуба соционики и социальных технологий, журнал "Советник" 2000 (http://www.sovetnik.ru)

Чуть больше года назад мы впервые попробовали взглянуть на отдельные стороны российских политических процессов и политконсалтинга через призму соционики - науки о психологических типах людей. Продолжая тему, эксперты центра затем решили в порядке эксперимента определить, к какому типу личности относится Президент России, в ту пору еще бывший премьером. "Ромировцы" сочли, что он "сенсорно-логический экстраверт" - вроде маршала Жукова. С ними не согласилась специалист из Волгограда Александра Изучеева, отнесшая Владимира Путина к "интуитивно-логическим экстравертам", к которым относится, скажем, Дон-Кихот. (см. предыдущие статьи)


Сегодня к дискуссии присоединились украинские коллеги: по их мнению, вопрос надо ставить намного шире и пытаться в целом определить место соционики в общем комплексе public relations.

Мы с интересом прочитали в журнале "Советник" блок материалов, посвященных осмыслению имиджей политиков с точки зрения соционики, и хотели бы обратить внимание на некоторые, на наш взгляд, недостаточно обоснованные моменты статьи А. Изучеевой. Полагаем, что наши замечания окажутся достаточно интересными, тем более что уровень развития соционики на Украине и поныне остается несколько выше, чем в России. Так уж сложилось.

Основную часть статьи г-жи Изучеевой занимает попытка идентификации психологического типа В. Путина в соотношении со сложившимся имиджем. В принципе специалисты предпочитают пользоваться не столько терминами "психотип" или "социотип", сколько выражением "тип информационного метаболизма" - сокращенно ТИМ. Далее мы будем пользоваться именно этим сокращением. Но главное, конечно, не это.

НЕ ПРИНИМАЙТЕ ИМИДЖ ЗА СУЩНОСТЬ

К сожалению, правомерность проведенной в материале идентификации представляется нам сомнительной по двум основным причинам. Во-первых, некорректно идентифицировать ТИМ без личного общения. Ведь ясно, что внешнее поведение человека – лишь маска, которую он демонстрирует, и которая только в достаточно редких случаях соответствует реальному ТИМу. И, кстати говоря, наблюдение за В. Путиным через СМИ привело нас к несколько иным выводам относительно вероятного ТИМа российского президента - вовсе не к тем, которые изложила г-жа Изучеева. Однако мы отказываемся от обнародования своей версии исходя из того, что методика такой идентификации заведомо некорректна.

Во-вторых, даже если бы мы признали возможность идентифицировать ТИМ В. Путина "на расстоянии", сама соционика пока в принципе не дает четкого и надежного механизма идентификации. Как показали результаты проведенного по инициативе Днепропетровского клуба соционики и социальных технологий эксперимента СРТ-99, сходимость и взаимопроверяемость результатов исследований ТИМов, инициированных представителями различных соционических школ, чрезвычайно низка. (Подробности эксперимента можно узнать на сайте клуба по адресу: http://www.socio.dp.ua) С особенной яркостью эта особенность проявляется при определении исторических персонажей – скажем, Петра Первого.

Теперь на минуточку зайдем в область социологии. Действительно, нельзя пытаться определить ТИМ личности, опираясь на данные опросов. Этого, однако, никто и не пытается сделать. Если говорить об упомянутых исследованиях "РОМИРа", то там говорится об имидже политика, а не о самом политике. Имидж же, по определению, не отражает ТИМ в полной мере. Более того, думаем, что не найдется оригиналов, которые бы строили имидж в соответствии с моделью ТИМа, поскольку каждый из ТИМов заведомо "неполный" и имеет свои неискоренимые недостатки.

Имидж, как правило, - это просто набор признаков, отчасти «заимствованных» из реальной психики объекта (политика, бизнесмена), а отчасти просто соответствующих общественным ожиданиям. В любом случае имидж не имеет структуры, свойственной реальной психике. В принципе результат имиджмейкинга может иметь общие черты с описанием определенного ТИМа, но может и быть "надерганным" из описаний нескольких ТИМов.

Более того, по нашему мнению, ожидаемые имиджевые характеристики в значительно большей степени связаны не столько с реальной психикой человека, сколько с общественными представлениями о том, какими они должны быть. Роль ТИМа тут невелика, куда большую роль играет жизненный опыт. Например, некоторые высказывания В. Путина, включая знаменитое обещание "мочить террористов в сортирах", обусловлены не столько его ТИМом, сколько менталитетом специалиста по "тайным операциям".

ТИМЫ И МИФЫ

Хотелось бы высказаться также по поводу "определения ожиданий по стране в целом" - того самого, вокруг которого так схлестнулись специалисты из "РОМИРа" и Волгограда. Фиксируемые опросами ожидания как таковые, конечно, имеют место и на общенациональном уровне, однако они довольно слабо связаны с ТИМами респондентов. В теоретической соционике вообще есть доктрина, в соответствии с которой считается, что ожидания больших социальных групп зависят не от ТИМов отдельных членов этих групп, а от так называемых "интегральных ТИМов" (вроде бы не зависящих от ТИМов отдельных лиц). Если интегральным ТИМом России считать "интуитивно-этического интроверта" (то есть Сергея Есенина), то естественно - в соответствии с принципом дуальности, или комплиментарности - всегда будут иметь место ожидания "наведения порядка", условно говоря, маршалом Жуковым.

К слову: Жуков может создать порядок, но не может его поддержать, порядок ему быстро надоедает и он начинает его переделывать. Обычно результатом деятельности сенсорно-логического экстраверта бывает беспорядок еще больший, чем тот, который имел место в начале.

Справедливости ради надо отметить, что никаких обоснований существования интегрального ТИМа нет, есть только обоснования их несуществования. Общественные же ожидания изменчивы.

Особый интерес для нас представила фраза г-жи Изучеевой о том, что "по территории России социотипы распределены крайне неравномерно". Мы были бы счастливы ознакомиться с материалами, как-либо подтверждающими или опровергающими это мнение. Опыт практической работы социоников разных стран показывает, что обладатели определенных ТИМов концентрируются не в регионах, а в определенных сферах деятельности. Наша собственная попытка при помощи специальной методики, использованной в ходе общенационального опроса общественного мнения, определить "соционическое лицо" регионов Украины дала результаты столь невразумительные, что мы их так и не решились опубликовать, а сам эксперимент сочли неудачным.

Ну и, наконец, - о том, что, наверно, важнее всего для читателя. Может ли соционика использоваться в социологии и public relations? Очевидно, может, но при этом надо иметь в виду, что "родной" сферой соционики является психология личности, межличностных отношений и малых групп. Эффективность соционики в этих сферах доказана, даже несмотря на ее крайне неудовлетворительный научно-теоретический и практический уровень. Возможность же использования соционики для работы с большими общностями – пока неподтвержденная гипотеза.

С точки зрения "практического пиара", соционика может реально использоваться в сферах непосредственной работы с клиентом (для "подстройки" под желаемый имидж, диагностики поведения в определенных ситуациях), работы в коллективах (для оптимизации внутренней структуры коллектива, "разведения" конфликтных и "сведения" дополняющих ТИМов), кадровом менеджменте (для подбора сотрудников для выполнения определенного рода работ, создания коллективов с заранее заданными свойствами). Возможна также разработка сообщений (например, рекламных), ориентированных на представителей определенных ТИМов. В ходе же массовых социологических опросов реально возможно применение только отдельных элементов соционики, "вписанных" в общий контекст исследования.

К сожалению, нынешнее состояние этой – несомненно, перспективной - науки не позволяет реализовать даже эти направления деятельности.

Сайт создан в системе uCoz