Политическая типология,
или
как эффективно вложить деньги в политику
(советы собственнику)
 

В.Танаев, И.Карнаух «Регион-Эксперт», №9 1999г.

 

1. Политика – это самый большой бизнес

Перефразируя широко известное выражение, можно сказать: «Есть просто бизнес, есть большой бизнес, и есть политика (как самый большой бизнес)». К политике, как и ко всему на свете, можно относиться по-разному: от полного отрицания до активного участия. Но она к нам относится одинаково – мы все ее заложники.

Реально для собственников выбора не остается, они сами себя обрекли на участие в политике. И чем Ваш бизнес эффективнее, тем Вы должны быть ближе к политике как квинтэссенции рыночной конкуренции. Рассмотрим возможные варианты отношения к политике.

1.1. Отрицание политики

Это наиболее неудачная позиция для бизнесмена, она напоминает страуса, засунувшего голову в песок.

1.2. И нашим, и вашим

Это уже напоминает человека, попавшего между двумя жерновами. Тем не менее это приемлемый вариант для мелкого бизнеса, хотя довольной не остается ни одна из борющихся политических сторон. Такая позиция абсолютно не подходит для среднего и крупного бизнеса.

1.3. «Я сам!» (поход в политику)

Это то, что бизнесмену нельзя делать ни в коем случае, если, конечно, он хочет остаться бизнесменом и не похоронить свое дело. В настоящее время эта «детская болезнь» у серьезных бизнесменов проходит.

1.4. «Мы вместе!» (выход в политику)

Политика как наиболее структурированная форма выражения общественных интересов требует объединения предпринимателей по принципу «один в поле не воин». Зрелые бизнесмены подходят к политике, как к своеобразному бизнесу, считая, что она является областью эффективного или неэффективного инвестирования. И здесь становится важным понимание основных принципов и правил эффективной «игры в политику».

2. Феномен публичного политика

2.1. Политика – это великолепное шоу

Первый принцип политической борьбы, который должны уяснить собственники, состоит в том, что политика – это не столкновение рационально-правильных и экономически обоснованных ответов на все вопросы. Политика – это зрелищный массовый сеанс общественного гипноза, главную роль в котором играет наше подсознательное восприятие, предпочтение и выбор.

Причиной этого является не политическая незрелость электората, а особенности психологии нашего населения, для которого характерна иррациональность поведения, высокая эмоциональность и преобладающая ориентация на человеческие ценности.

Это, безусловно, определяет мотивацию электората при голосовании. Отсюда следует вывод, что очень важно знать механизм мотивации осуществления выбора, принятия окончательного решения.

Разобраться в работе нашего коллективного бессознательного позволяет теория психологических типов знаменитого швейцарского психолога К.Г.Юнга. В соответствии с его типологией основой нашего подсознательного поведения (к числу которого относится и политический выбор) является так называемое «ядро личности».

Это «ядро» представляет собой определенные стандартизированные способы восприятия, переработки информации и принятия решения. Революционное открытие Юнга сегодня широко используется в мировом бизнесе (в частности, оно активно разрабатывается школой бизнес-менеджмента Американского института типоведения, последователями которого являются авторы статьи, работающие в консалтинговом агентстве «Хантер»).

Современная типология выделяет 16 психотипов, каждый из которых имеет определенное обозначение и название, они же в свою очередь выделяются в четыре группы с общим «ядром личности»: ST, SF, NT, NF.

Обозначение групп психотипов с точки зрения их бизнес-ориентации:

А. Менеджеры:

хард-менеджеры (ST) – группа, наиболее эффективная в материально-производственной сфере;
софт-менеджеры (SF) – группа, наиболее эффективная в социальной сфере.

Б. Эксперты:

сайентисты (NT) – группа, наиболее эффективная в научно-практической деятельности;
гуманисты (NF) – группа, наиболее эффективная в тех сферах бизнеса, где основной составляющей является «человеческий фактор».

2.2. Чему мы верим?

Почему мы верим одному политику, когда слушаем его выступление (а затем и голосуем за него) и совершенно не верим другому, хотя их предвыборные программы, трудовые достижения, возраст и образование могут практически не отличаться? Объясняется это нашим подсознательным психологическим механизмом восприятия говорящего, в основе которого лежат невербальные (несловесные), не поддающиеся контролю реакции психики.

Феномен публичного политика возникает только при адекватном соответствии его личного потенциала («ядра личности») тому, что и как он провозглашает.

2.3. Кому мы верим?

Именно такое совпадение создает максимальный эффект убедительности, доверительности и адекватности декларируемой политиком программы его личности.

Существует только один психотип из 16-ти, который безошибочно чувствует настроение электората и отражает его – это психотип Политика (ESFP). Кстати, существуют несколько типов личности, которые тоже умеют прекрасно говорить, но и только. Именно тип личности Политика природа наделила качествами бесспорного лидера (вожака): харизмой, целеустремленностью, гибкостью, эмоциональностью, прагматизмом. Оставшиеся 15 психотипов, безусловно, в той или иной степени обладают указанными качествами, но, чтобы быть достойными конкурентами в политической борьбе, им требуется два непременных условия:

– выдвигать только ту программу, которая им по силам (адекватна их психотипам);

– научиться убедительно доносить эту программу до избирателей.

Кстати, именно эти пятнадцать психотипов и являются основными клиентами политологов и имиджмейкеров.

3. «Секреты» политических технологий

3.1. Выборная кампания как бизнес: каждый должен заниматься своим делом

Теперь Вы, уважаемый читатель, вооружены теми исходными принципами, которые позволяют Вам правильно понять и оценить любые выборы. Выборная кампания по сути своей – это тот же бизнес (промоушн), в котором в качестве своеобразного товара выступает Ваш кандидат. А, как известно, в бизнесе бездельников нет, каждый должен заниматься профессионально своим делом, обладать полномочиями и действовать в рамках своей компетенции. Современные выборные кампании – это высокотехнологичные и организованные мероприятия, не признающие дилетантства и шапкозакидательства.

3.2. Принцип Парето в выборах: место и роль политических консультантов

Существующие общепринятые мировые стандарты оптимизации процессов бизнеса (метод АВС, принцип Парето и т.п.) позволяют экономически верно сориентироваться в расстановке сил и средств при проведении выборных кампаний.

Не те 80% средств и людей, организационно обслуживающих выборы, определяют их результат, а те 20% средств, которые были потрачены на «покупку мозгов» – политологов и имиджмейкеров, адекватно воспринявших ситуацию и «упаковавших» кандидата. Именно они определяют 80% успеха выборов.

3.3. «Управители» и «Организаторы» выборных кампаний

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов организационные мероприятия, направленные на полноценное «раскручивание» плана политических консультантов и имиджмейкеров. И в этом случае необходимо руководствоваться принципами организации бизнес-команды. Учитывая масштабность, сложность и конфронтационность современных выборных кампаний, необходимо серьезно подойти к формированию штабных выборных команд, используя правила и законы типологического менеджмента.

Оптимальным является вариант, когда «выборную машину» возглавляют «управители», например, Маршал (ESTR), который является носителем подсознательной психологической власти над людьми, лучше всех умеет держать под жестким контролем любые сложные организационные структуры (бизнес-процессы) в самых критических ситуациях. Маршал реализует свою власть через «высших организаторов»: Администратора (ETSJ) и Энтузиаста (EFSJ). «Становым хребтом» любой организации являются Хранитель (IFSJ) и Инспектор (ITSJ), характеризующиеся своей надежностью и ответственностью.

4. Сделайте свой выбор

Уважаемый читатель, Вы уже поняли, что в политических выборных кампаниях нет тайн, там есть личности, принципы и технологии. В нашей стране эффективная государственная власть может появиться при выполнении двух основных требований:

– собственники должны выполнить свою рациональную миссию: сделать свой выбор экономически грамотно (чем будет больше выдвинуто реальных лидеров, тем лучше); и тогда

– российские избиратели честно смогут выполнить свою иррациональную миссию: народ выберет поистине самого достойного.

Сайт создан в системе uCoz