Клубы и этапы

Клубы и этапы

        На основе применения соционики в управлении персоналом я сделал кое-какие наблюдения и хотел бы ими поделиться.
        Меня давно интересовало эффективное применение сильных функций типов в разных отраслях и отделах. Известна идея разделения типов на группы по четырем сочетаниям функций. Называют это разделением на клубы - НАУКА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ТЕХНОЛОГИИ.
        Что, если выстроить эти клубы в цепочку и представить каждую группу как этап развития какогог-либо процесса. Например, бизнеса. Предположим, что бизнес или процесс проходит в своем развитии четыре этапа, от идеи до результата. 
          С чего обычно начинается бизнес? С идеи, что что-то можно где-то купить (взять или из чего-то сделать) и потом с прибылью продать. Это также предполагает, что есть кто-то, кто хочет это «что-то» купить. Т.е. в какой-то момент есть спрос и нужно оценить, как долго этот спрос будет на таком уровне. Короче - кто чего хочет? Какой клуб это лучше всего определит? 
           Конечно 1) КУЛЬТУРА.
Я бы назвал этот этап «РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ» - выяснение кто, когда и как сильно в чем-то нуждается (товары или услуги, все равно). Здесь основные критерии - момент (интуиция) и величина спроса (этика), сила желания. Мы узнаем, кому и что можно продать. Т.е. определяемся с рынком потребителей. На этом этапе нам очень нужно знать, на каком языке потенциальным покупателям о товаре рассказать, чтобы они захотели купить. Но, боюсь, создать понятный язык нереально, самого продукта еще нет. Рассказывать-то не о чем. Мы только знаем, что купят нечто такое и какие потребности оно должно удовлетворять. Но как это сделать, пока не ясно, ясно только, что это нужно. Поэтому язык эмпирический, как в описаниях типов, например, но без него не обойтись. С выяснением желаний людей в конкретный момент времени лучше всего справляются интуиты-этики (ЭИ). Значит в отделе маркетинга и рекламы наиболее востребованными будут интуитивно-этические типы. Задача на первом этапе создания бизнеса - это оценить спрос. Это функция маркетинга или рекламы, здесь они пересекаются. И самое трудное - найти человека, который сможет предугадать спрос на основе каких-то фактов и прогноз сделать. ЭИ лучше всех клубов оценивают, что и как сильно хочет человек в определенный момент времени и могут спрогнозировать изменение его отношения и интереса во времени. ЭИ это чувствуют лучше. Задача не продать и деньги получить, а только возбудить интерес его оценить. ЭИ это могут лучше всех. Потому и клуб их относится к этому этапу.
        Дальше нам нужно решить, как и из чего мы будем этот товар создавать, какие операции совершать и в какой последовательности. Этот этап лучше всего осуществляет другой клуб.
        2) Интуиты-логики. Я называю этот этап технологическим потому что после определения спроса нужно разработать технологию удовлетворения спроса. ТЕХНОЛОГИЯ - это какие шаги (логика) в какой последовательности (интуиция) делать, какова методика, которая позволит нужные потребителям услугиинформацию добыть, переработать и им доставить. Тут главный критерий - ноу-хау, совершенство технологий, др. словами - уровень развития. Мы хотим определить, как делать быстро, качественно и с небольшими затратами то, что хочет конечный пользователь. Этот этап не само предоставление услуг, а только разработка детального плана. Здесь уже возникает язык, но язык, понятный тем, кто план составляет, технологичный язык. Его можно использовать, чтобы других понимающих специалистов научить. Но пользователям он будет непонятен. Ведь продукта нет до сих пор, есть только план работ..
Когда технология разработана и согласована, наступает третий этап. 
           3) Сенсорики-логики. Теперь нужно произвести то, что задумано из имеемых ресурсов. Это этап ПРОИЗВОДСТВА, то, что обычно именуется делом, хотя это только полдела. Здесь нужно производить, использовать согласно утвержденному плану ресурсы, машины, финансы, людей и пр. Здесь важны материальные объекты, деньги и качество работы, т.е. соответствие продукции требованиям плана. Критерии - это количество и качество (сенсорика и логика). Мы уже не отвечаем на вопросы, а делаем. Здесь язык важен, но он должен быть понятен опять же узкому кругу тех, кто непосредственно производит.
Наконец, товар произведен, его продать надо. Следующий этап.
        4) Сенсорки-этики. СБЫТ - это процесс обмена произведенной нами продукции на деньги. Товар - деньги. Мы ищем, по какой цене, где и кому выгоднее продать и сам обмен производим. Здесь опять начинает играть роль спрос. И снова язык важен, на этот раз понятный конечному пользователю. Иначе мы ему не объясним, почему следует купить наш товар (сенсорика) и что он доволен останется (этика). Но это уже другой язык. И возникнет он только тогда, когда у нас готовый товар появится, чтобы его описать в понятных терминах, не раньше. Если говорить о рекламе на этапе сбыта, то может показаться, что здесь другая цель - стимулировать желание купить уже существующий товар, и это не одно и то же.
        Кстати у Гуленко более-менее тема этапов прописана, он делит всех на эволюторов и инволюторов в зависимости от направления движения. В этом я с ним согласен. Я, правда, по-другому эти группы назвал, "создателями" эволюторов и "пользователями" инволюторов. Но суть та же.
Выше я описал цикл только в одном направлении - при создании системы, это т.н. эволюционный цикл. За ним должен следовать инволюционный, обратный, когда 1) есть готовый опробованный в продаже товар (сбыт), 2) ставится задача его как можно больше произвести (производство), 3) разработать технологию сбыта (технология) и 4) продвинуть на рынок (реклама). На самом деле все гораздо сложнее, я специально упрощаю.
Интересное наблюдение - в успешных фирмах на этапе зрелости и процветания присутствуют примерно поровну и эволюторы и инволюторы. Как бы равновесие устанавливается. Например, есть поровну Джеков и Штирлей, Робов и Донов.
        Если посмотреть с этой точки зрения на соционику, то сейчас она в самом начале эволюционного цикла. И неимоверное количество Донов (эволюторов) сейчас присутствует потому, что это этап технологический и нужно создавать систему - язык, правила по БЛ и прочее.


Сайт создан в системе uCoz