Модели аспектов



Психологическая ( субъектная ) модель аспектов

ЧС
- Сободность концентрировать внимание на предмете, легко схватывает всевозможные конкретные параметры.
- Умение искать и ставить цели в отношении объектов
- Ориентация на форму, этсетику объектов
- В отношении объектов - манипуляция, управление ими с помощью силы
- Умение мобилизовать объекты в своих целях
БС
- Существование в среде ощущений, способность выделять различные оттенки своих ощущений.
- Мир воспринимается в виде гаммы различных ощущений.
- Ощущение окружающего пространства, определение комфортного места в этом пространстве
- физическое удовольствие
ЧИ
- Способность абстрагироваться от внешних проявлений объектов, схватывая их суть
- Умение отделять перспективное от неперспективного
- Оценка качеств своего характера и своих возможностей
- Изучение качеств других людей
- Любая ситуация воспринимается абстрагированной, восприятие ее в виде схемы
- Определяет основной смысл, основное содержание любой ситуации
- Способность отстаивать свои идеи в смысле увлеченности
БИ
- Существование в мери представлений, образов, фантазий
- Восприятие внешнего мира происходит в виде отзвуков во внутреннем состоянии
- Оценика внешнего мира через соответствие окражующаего внутреннему состоянию ( ничего не делает такого, чтобы противоречило его ощущению гармоничности )
- Ощущение ритма, темпа событий
- Все меряется гармонией, созвучностью окружающего
- Чувство заполненности своего и чужого времени
- Представление возможных и невозможных ситуаций, в них всегда участвует "я'
- Предчувствие, предвидение
ЧЛ
- Восприятие окружающего мира через поступки
- способность к анализу, умение отличать логичность-нелогичность, рационализирование
- стремление накапливать факты
- умение выбирать способ противодействия внешним обстоятельствам
- восприятие движения в пространстве
БЛ
- Способность рассуждать, устанавливать логические связи, соотношения
- восприятие внешнего мира через связи, соотношение
- выбор главного, отделение важного от неважного
- оценка любой ситуации по тому, на сколько она укладывается в систему
- оценка социума и пространства по системе расстояний
ЧЭ
- существование в мире эмоций, восприятие окружающего мира через эмоции
- умение различать оттенки эмоций
- умение различать сами эмоциональные состояния
- энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт
- восприятие звука как характеристики различных эмоциональных состояний
- описывает интенсивность
БЭ
- восприятие чувств, существует в мире чувств
- способность различать чувства, оценивать их, улавливать оттенки чувства
- переживание различных чувств
- способность вызывать симпатию и антипатию
- умение выражать свои чувства и умение воздействовать на чувства других людей
 
Предметная ( объектная ) модель аспектов

ЧС
- форма, цвет, масса, размеры объекта и его название
- эстетические характеристики
- внешний вид человека, его сложение, энергичность, инициативность.
- власть, материальное состояние, ценности, деньги
БС
- пространство, место в нем, ощущения, возникающие при соприкосновении с реальностью ( тепло, холодно )
- самочувствие, комфорт
- место, занимаемое человеком ( физически ), территория, размещений объектов в пр-ве
ЧИ
- внутреннее устройство, содержание, назначение, перспектива
- характер, достоинство, недостатки, таланты человека
- перспективность человека, перспективность идей, коллективов, ощенки ситуаций в целом
БИ
- время, длительность, периодичность, темп
- состояние страха, тревоги, увлеченности, азарта, внутренней гармонии, направленность человека
- динамика ситуаций в смысле законченности, внутреннее состояние группы, коллектива, общества
ЧЛ
- внешнее проявлния процесса, движение в пространстве
- действия человека, факты, поступки, принятие решений, работа, работоспособность, инструкции по использованию
- деятельность человека, организаций, общества, правила поведения, нормы поведения, общественные интересы, законодательство
БЛ
- расположение объектов друг относительно друга, приоритеты, система как целостность
- мышление человека, суждение икак отношение к чему-то, установление логических связей, логичность, нелогичность суждений
- дистанция между людьми, иерархия, авторитет, движение, власть как аттрибут, принадлежность, право собственности, авторства, система объективных взаимотношений в обществе
ЧЭ
- содержание процесса, его интенсивность, внутренняя динамика
- эмоциональное состояние, адекватность его ситуации
- стихийные процессы в обществе, ощущения в толпе
БЭ
- сила притяжения - отталкивания
- отношения между людьми, жаления, выражение желаний
- этические норма отношений

Целевая модель аспектов

Определяет цели, к которым данный аспект стремится.
БС
поиск прятных ощущений и комфорта. Стремление к здоровой жизни, интерес в вопросам секса, стремление к получению телесных удовольствий
ЧС
Стремление к красивым вещам, создание вещей ( вязание, конструирование ), стремление к власти, силе, к риску
БИ
внимание к внутреннему состоянию людей, склонность к мечтам, фантазиям, заполнение времени
ЧИ
Интерес ко всему, что может иметь богатые перспективы, стремление к новому ( идеям, людям ), интерес к качествам людей, к интересным, неординарным людям.
ЧЛ
Интерес к деятельности, к фактам, к тому, что расширяет кругозор.
БЛ
Стремление к логичности отношений, выделению главного, основного
ЧЭ
Стремление к хорошему настроению
БЭ
Внимание к отношениям между людьми

Физическая модель аспектов

ЧС - кинетическая энергия объекта, сила воздействия, масса, заряд
БС - пространство, местоположение в нем
ЧИ - потенциальная энергия, структура, плотностьъ
БИ - время, периодичнсоть, скорость
ЧЛ - траектория, движение
БЛ - расстояние между объектами в пространстве, систем координат
ЧЭ - внутренняя энергия
БЭ - сила тяготения


Соответственно, ЧЛ - это не информация о том, что происходит с формой объекта ( не стоит воспринимать названия буквально, т.к. они лишь символы для обозначения признаков, и скажем, содержимое-тело-динамика - это не информация о том, что происходит с внутренностями тела ), а информация, описывающее нечто, каким оно воспринимается извне, как некоторое целое, и выделяющую некоторые мгновенные характеристики этого нечто.
Вообще, чтобы понять, почему некоторая информация относится к тому или иному аспекту, уместно раскладывать эту информацию по этим признакам - противопоставлениям. Например, отвечая на следующий вопрос о метамодели.

Противопоставления ( некоторые ):

Факт как информация о событии - факт, как информация о частном случае проявлении некоторой закономерности ( иными словами, интерес к фактам как таковым, их накопление как отдельных элементов информации, или же интерес к фактам, как частям некоторой системы, их связывание друг с другом логическими связями. Акцент на фактах, или же акцент на системе ) Это противопоставление, описываемое признаком тело-поле ( см. определение ).

Пример:
Вася споткнулся и упал - это факт.
Законы гравитации, описывающие взаимодействие 2-х тел в том-же контексте будут являться описанием системы, и упомянутое явление будет являться лишь частным случаем проявления этих законов.
Факт как таковой - толкование факта ( иными словами, интерес к фактам как к таковым, как они воспринимаются или же толкование этих фактов, интерес к тому, что представляет из себя то, что лежит за тем, что описывает факт ) Это противопоставление форма-содержимое.

Пример:
Книга написана Васей - это информация о книге как таковой, факт.
Книга - интересная - это информация о том, что же представляет из себя книга ( кстати, кому-то интересная, а кому-то - нет, в отличие от выходных данных книги )
Факт как информация, привязанное ко времени - информация, не привязанная ко времени ( иными словами, интерес к информации о событии, зафиксированном в каком-то моменте времени, или же интерес к информации общей, не привязанной к отдельным моментам времени )

Пример:
Вася улыбнулся Маше - это событие, зафиксированное во времени, говорящий об этом событии точно представляет, когда оно произошло.
Вася любит Машу - это события ко времени не привязанное и во времени незафиксированное вообще. Нельзя сказать: Вася сегодня утром любил Машу ( если понимать под любовью чувства, естественно ) аспектов не существует, пока не появляется человек, который окрашивает понятия в те или иные аспекты. Любовь - это не БЭ, интересный человек - это не ЧИ. В том-то и дело, что каждый человек понимает под этими понятиями что-то свое и именно его понимание уже и будет содержать аспектную информацию. Понятия: любовь, радость, добро, зло, интересный человек, уют - все это метапонятия, которые для каждого человека имеют свой собственный смысл и свое собственное значение. Эти понятия напрямую связаны с тем, как человек интерпретирует информациюиз окружающего мира, и т.о. связаны с его типом.
 
БС - сенсорикра ощущений, воспринимает некое мгновенное состояние того, как нечто взаимодействует с человеком. Скажем, один и тот же диван может быть удобным сейчас, и перестать быть удобным через 5 минут, может быть удобным в одной позе, и неудобным в другой. Сравни с информацией, с которой работает ЧС: диван из мягкой, дорогой кожи, черного цвета ( статика ) или БЛ - диван находится рядом с окном, напротив телевизора ( опять же, статика ) подобно тому как, скажем, свет - является чем-то, что называют корпускулярно-волновым дуализмом ( т.е. в зависимости от наблюдателя и эксперимента, проявляет либо волновые свойства, либо корпускулярные ), точно также и инфомрация является чем-то, что можно назвать мультиаспектным октавизмом Т.е. сама по себе она ни то, ни другое, и лишь в контексте ( аналогия - эксперимент или акт наблюдения ), который задается человеком ( наблюдателем ), она проявляет те или иные свойства ( становится тем или иным аспектом )

Подобно тому, как я бы затруднился свет ВООБЩЕ назвать волной или потоком частиц ( без указания тех условий, в которых он наблюдается ), т.к. подобное бы утверждение просто не имело бы никакого смысла ( что позволяет мне сказать, что свет - как бы вне этого признака: волна-частицы, что означает, что он может быть и тем, и тем, но чтобы поместить его либо в ту, либо в другую категорию, необходима дополнительная информация ), точно также я называю и понятия, о которых мы говорили выше - внеаспектными, т.е. лежащими вне признаков, по которым определяются аспекты, и чтобы поместить их в конкретный аспект - необходим контекст, т.е. дополнительная информация.

Но опять же, как я уже говорил, это сугубо мое личное понимание, и моя личная интерпретация термина внеаспектный, аа которой я, естественно, не настаиваю. Если кого-то подобный термин смущает, мы легко можем договориться об использовании более приемлемых терминов в данной конкретной ветке. Пусть это будет мультиаспектный.
 
Если проводить параллели между ЧЛ и ЧЭ, то про одно и тоже событие: Вася улыбается - это форма. Васе весело - это уже содержание. Вася нахмурен - это форма, Вася злится ( грустит, расстроен и т.д. ) - это уже содержание. Информация-содержание как бы идет дальше, вглубь, того, что воспринимает информация-форма, по существу, абстрагируясь от информации-формы, делая акцент на совершенно другом. Можно сказать, что информация-содержание, по идее, определяет информацию-форму, обратное же неверно. Еще пример: ЧС и ЧИ: Вася - сильный, физически крепкий человек с подвижной мимикой лица - это явная информация-форма, то, каким Вася воспринимается снаружи. Вася - разносторонний, талантливый, общительный человек - это уже информация-содержание.
 
Я, очевидно, затруднюясь, дать четкое определение ( возможно, кому-то это удасться лучше ), однако, надеюсь, смысл мне донести удалось. К сожалению, вопрос отличения чего-либо от чего-либо другого - довольно сложная проблема, если так задуматься. Как мы отличаем женщину от мужчины? Как мы отличаем стул от кресла? По идее, никак, просто в пору изучения языка, ребенком, родители нам говорили: это - женщина, а это - мужчина, а это - опять женщина. В итоге наше сознание, увидев сотни разных женщин и мужчин, или сотни стулов и кресел, выводит некоторый обобщенный образ, на основе которого в дальнейшем и происходит разделение. Мне кажется, что, возможно, в случае аспектов - нечто схожее, хотя может кому-то и удасться вывести четкий критерий.
 
Иными словами: когда я говорю, каким Вася воспринимается снаружи, я подразумеваю под этим - каким мы видим Васю, т.е. его внешность ( в примере было: мы видим, что Вася - сильный, накаченный, спортивного сложения человек ) Что такое внешность или внешний вид человека мы все прекрасно понимаем ( хотя вот попроси определить - а что такое внешность? ) В случае же абстрактной информации, что такое внешний вид информации, уже не все мы прекрасно понимаем. Примером, я пытался продемонстрировать, что я имею в виду.

Еще раз: представь себе, что ты встретила инопланетянина, который тебе задал вопрос: а как вы отличаете, что относится к описанию внешности человека, а что - его характеру? Как бы ты стала отвечать на такой вопрос? Уверен, путем примеров, стала бы говорить вот видишь описание Васи как физически сильного человека? - это описание внешности, а вот видишь, описание Васи как скромного человека? - это описание характера. В конечном итоге, этот наш инопланетянин, постоянно задавал бы тебе вопросы: а это что? внешность? а это что? характер? И спустя какое-то время стал бы уверенно различать, что относится к описанию внешности, а что - характеру.

Именно это я сделал, приведя примеры. И это, мне кажется, единственный способ обучения человека новым понятиям, которые не сводятся к старым ( такой же точно способ, кстати, использует ребенок, для восприятия новых понятий, которых, очевидно, в его сознании нет, когда он на свет появился )

И именно поэтому, попытка дать общее определение - смысла не имеет ( т.к. в данном случае невозможно свести новое понятие к другим понятиям, уже известным ), примеры же - смысл имеют, т.е. задают некоторое множество, наполняющее новое понятие.
 
На самом деле, важно осознать, что понимается под информацией в соционике. А называется информацией то, что человек способен передать в каком-либо виде. Вот вся такая информация и лежит в соционическом пространстве ( кубе, как ты его назвал ). Умозрительно, можно, наверное, представить некоторую информацию, которую человек неспособен передать ( хотя я затруднюсь, наверное, это сделать ) Такая информация ( гиперинформация ??? ), естественно, окажется за пределами соционического пространства ( куба )
 
Тут уместно провести различие с БЛ. Сравни такие отношения: начальник-подчиненный и, скажем: любовь. Первый тип отношений - это типичная форма, т.к., например, эти отношения - это как бы такая видимость, это поверхностная, формальная сторона отношений. Как бы только зная факт, что Вася - начальник, а Маша - его подчиненный ( тоже внешние, формальные обозначения-ярлыки Васи и Маши ) мы знаем, что между ними отношения начальник-подчиненный. О том, КАКОВЫ эти отношения, что они из себя представляют - мы не знаем ничего.

Второй тип отношений - это уже содержимое. Не существует каких-то внешних обозначений, ярлыков, которые указали бы нам, что Вася - любит Машу и узнать мы об этом не может, пока не спросим об этом у Васи. Потом, как бы очевидно, что когда мы говорим, что Вася любит Машу, мы говорим о том, КАКОВЫ отношения Васи и Маши ( т.е. скорее всего, Вася будет забоиться о Маше, между ними будет эмоциональная связь и т.д. )

Интересно, что в первом случае: отношения начальник-подчиненный - эти отношения как бы лишены индивидуальности ( читай, содержимого ) Между любыми 2-мя людьми могут быть такие отношения, и это ничего не говорит ни о самих отношениях, ни о людях ( опять же, воспринимается чисто внешний факт, что Вася - начальник, Маша - подчиненная, при этом что это за люди - совершенно неважно ) Отношения же любви - совершенно другой случай. Для нас не существует некоторой абстрактной любви вообще, все мы понимаем, что любовь целиком и полностью определяется людьми, между которыми она существует. С другой стороны, скажем, зная, Машу, и зная, что Маша любит Васю, мы как бы даже предполагаем, что это за Вася, какие-то его черты, т.к. мы знаем, что Маша не станет любить каждого ( здесь сразу же подразумевается содержимое, которое мы вкладываем в понятие "дружить" )

Еще одним свойством содержимого будет такое: скажем, тот факт, что Маша любит Васю совершенно не означает, что Вася любит Машу. Однако, из факта, что Вася - Машин начальник следует, что Маша - Васина подчиненная. Т.е. отношения формы определяют полностью роль любого в этих отношениях, как бы все отношения полностью видны. Отношения же содержимого - далеко не всегда видны.

Потом, Маша сегодня любит Васю, а завтра возьмет, и разлюбит. Само по себе, ВНЕШНЕ, ничего не изменилось. Вася каким был - таким и остался, Маша какой была - такой и осталось. А отношения - другие. Отношения жа начальник-подчиненный будут такими всегда, пока либо подчиненный не станет начальником, либо начальник не будет разжалован. Иными словами, эти отношения существуют до тех пор, пока те внешние ярлыки, которые и определяют отношения не меняются.
 
 Есть объектная ( предметная ) модель аспектов ( то, что ты привела как раз к ней и относится ), есть психологическая модель аспектов, есть небезызвестная тебе физическая модель аспектов и различные другие модели. Все это разные взгляды на аспекты, с разных точек зрения, которые позволяют больно полно описать такое сложное понятие как аспект. Ведь естественный вопрос, не правда ли, возникает из объектной модели - а как психика человека воспринимает это самое содержание-динамику-поле? Какие механизмы существуют внутри психики, которые осуществляют эту функции - восприятия БИ объектного мира? Вот психологическая модель и отвечает на этот вопрос. По сути, БИ в психике человека воспринимается имеено в виде созвучности внешних процессов некоторому внутреннему состоянию. Отсюда все эти гармонии, различные внутренние душевные состояния, образы и т.д.
 
Я никогда сам не принимаю, и никому не советую, принимать что-то на веру. Эта информация, во-первых, проверяна на множестве реальных БИ типах ( да и не только БИ типах, т.к. БИ же в каждом из нас, просто у БИ типов она куда лучше вербализована и они куда лучше могут сформулировать, как она у них работает ), а во-вторых, она и логически очень обоснованна.
 
У большинства Гексли вызывает неуверенность или даже раздражение привлечение внимание к их внешнему виду, у Гамлетов обычно, наоборот ( ЧС у них в -3 ) Гамлет внушается на БЛ, особенно, вербальную БЛ, Гексли же наоборот ей сопротивляется ( при чем это происходит даже не осознанно, просто так проявляет себя тип ) Поэтому, например, хорошей проверкой является эту БЛ начать сильно вербализовывать в процессе типирования, и увидеть отличие в реакциях. Ну и разные другие отличия, типа контроля власти над временем и наоборот, подчинение, которые уже отличают ЧИ от БИ. Все, что написано в психологической модели аспектов - это скорее теория, чем практика, нужная для того, чтобы понять, в чем же различие между разными аспектами в психике человека, в чем различаются эти механизмы, которые позволяют воспринимать аспекты и т.д.
 
Интересный человек для ЧИ - это совсем не тоже самое, что интересный человек для ЧЭ или ЧС. Этические- не-ЧИ обычно называют интересным человеком того, с кем интересно общаться, и если они эту тему развивают, то оказывается, что интересноть человека - это как бы качество общения данного этического с человеком. Для ЧИ - интересность, обычно, свойство самого человека. Если этический-не-ЧИ, говоря об интересном человеке, будет отвечать именно через призму своего общения с ним, и в ответе его будут превалировать аспекты, связанные прежде именно с его этикой, если в ответе логического-не-ЧИ будут превалировать такие вещи, как: много знает, много умеет, и пр. НЕкачества человека, а нечто, чем человек обладает в данный момент времени, т.е. некоторая поверхностная оценка некоторых частных свойств человека ( понятно, что что-то человек в одной области знает, а в другой - не знает сейчас, но будет знать завтра ), то в ответах ЧИ будет преобладать именно ЧИ, т.е. некоторая суть, выжимка того, что есть человек, нечто, иманентно ему пресущее, что и делает человека интересным ЧИ, и из чего все это: много знает, интересно общаться и т.д. является лишь следствием.
Сайт создан в системе uCoz