Типы удовольствий


tipolog  Слегка переделанные мысли про типы удовольствий

Привязка состояний (настроений) и к шкале тонов и к психологическим классификациям (Берн, Юнг, Фрейд) позволяет соотнести уровень 1 и 2 функций к позитивному настроению. Назовем его для простоты» уровнем удовольствия». Исходя из соционической трактовки функций можно определить, что проявления только по этим двум функциям в свободном режиме дают человеку положительные переживания. Если оценивать настроение самого человека, то только по этим двум функциям человек способен получать естественное удовольствие. Тогда тип можно рассматривать и как определенный вид получаемого удовольствия.

Что пытаются выявить типировщики, исследующие проявления человека? Каков общий знаменатель, могущий служить критерием для оценки этих проявлений? Этот критерий должен быть достаточно всеохватывающим, универсальным, глобальным. Часто типировщик задают типируемому вопрос типа - «Что у Вас получается лучше всего?» или в отношении какой-то конкретной сферы жизни - «Как Вы будете это делать при прочих равных условиях?». Предполагается, что полностью «отпустив» себя, человек автоматически (как детская игрушка ванька-встанька) примет по отношению к любой области деятельности ту позицию, которая ему удобна, наиболее комфортна. Это следует из того, что тип - естественное образование. Он служит неким центром тяжести, который автоматически придает деятельности человека типную направленность, если человек себя не сдерживает.

Например, БС-тип стремится к удобной одежде, вкусной еде, ЧС- к волевому контролю ситуации, ЧЛ - к получению выгоды, ЧИ к новым идеям, БЭ - к хорошим отношениям и т.д. Любое из этих действий в описанных рамках человеку не просто интересно на сознательном уровне. Оно в первую очередь _естественно_ для него. Так может быть именно принцип наибольшего удобства для человека и будет универсальным критерием, позволяющим отличать естественно-типные реакции и поступки от нетипных или не совсем типных?

Если предположить, что это так, как тогда отличить действия, которые доставляют человеку удобство? Удобно то, то приятно. Значит критерий отличия удобного от неудобного будет получение удовольствия, наличие «приятности». Если взять это как критерий типных проявлений, то отличить их от нетипных можно будет по наличию удовольствия, которое получает человек от этих действий.

«УДОБНЫЙ - 1. Такой, к-рым хорошо, приятно пользоваться, вполне подходящий. У. дом. Мне здесь удобно (в знач. сказ.) работать. Удобно (нареч.) усесться.» (Толковый словарь)
«УДОВО’ЛЬСТВИЕ - 1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у.»


В Древней Греции существовали направления гедонизма и эпикуреизма

«Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.
Одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). »(БСЭ)


Сайт создан в системе uCoz