Соционика как наука

Соционика как наука
 
 
Т:О языке соционики
Соционика никуда не денется, как наука и общественное явление, так или примерно так устроено большинство областей знания, экономики, культуры и т.д. в современном обществе:
1. Исследовательский раздел, где ничего не доказано, только гипотезы. Научные исследования, проекты. Научные коллективы, гении самоучки, кружки и пр. Есть, полно. Язык теорем и доказательств.
2. Академическая часть (то что ты, Lis считаешь классической соционикой, например). "Хранилище знаний", профессура, библиотеки и т.д. Учреждения - клубы социоников, институты, школы и пр. Тоже хватает. Язык формул.
3. Обучение специалистов. Спецы-преподаватели, практики, тренеры. Те же институты, школы, курсы. Имеется, но крайне мало. Методический, тренинговый стиль и язык.
4. Коммерческий, целиком пользовательский раздел, где методики гарантировано работают, все проверено и перепроверено многократным использованием на практике. Фирмы и консультанты, РЕШАЮЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, предоставляющие пакет услуг п.3 и консультации "на тему использования соционики и около..." Есть, но очень мало и непрофессионально. Язык до предела упрощенный, понятный клиенту.
5. Совет или ассоциация, который(ая) устанавливает правила в науке как области и координирует работу всех других отделов. Нет такого, хотя идеи бродят. Здесь представители всех разделов с равными правами голоса. Кстати, без него вообще ничего не выйдет с популяризацией и выработкой общего языка. Любая наука, сами знаете, принимается обществом, когда такой координационый совет возникает и доносит до общества сообщения на его (общества) языке. Поэтому нужен еще
6. Соционический PR-отдел (связи с общественностью) при совете. Задача - продвигать. Даже идеи нигде не встречал, увы. Тоже свой язык, рекламистски-популистский.
У каждого раздела свой язык, цели, задачи и способы их решения.
Если я правильно понял вопрос, то речь идет об Исследовательском разделе, Академическом, и может быть об Обучении. Если брать только эти три, то я согласен, там нужен язык, максимально отражающий реалии научного мира и понятный спецам, технический. Но в других разделах, извини, нужен другой язык, понятный обывателю и тренерам-наставникам. Иначе наука соционика так и останется в академических стенах, а практиковать ее на свой страх и риск будут по-прежнему практики-самоучки, которые сами "доперли", что значит то или иное определение. Поэтому мое мнение - нужно не тратить время на разговоры, а заняться созданием такого Совета, который займется уточнением терминов и выработкой языка для каждого раздела и общего для всех.
 
Н: Этапы освоения соционического знания:
Первый этап освоения соционического знания – это приложение его к собственной персоне. Человек интересуется своими признаками в новой для него классификации. Здесь предстоит освоить и принять свои полюса юнговского базиса. Найти и зафиксировать в сознании свои проявления по каждому из признаков. Понять определенную ограниченность своего подхода к реальности. Научиться с этим жить.
Принятие своих сильных и слабых качеств дает свободу следовать своим талантам, ответственность за “свой” сектор информации, снимает чувство вины за несовершенство в области слабых функций. Понимание себя стабилизирует самооценку, проясняет жизненный путь, стимулирует творчество. Отказ от принятия собственных свойств ведет либо к неприятию данного знания вообще, либо к стиранию граней между типами, размыванию качеств, разрушению классификации. Человек пытается доказать себе и миру, что его слабые функции посильнее некоторых сильных, что ему под силу любой навык. Качественная определенность типа теряется, понятие не фиксируется. В итоге, знание не усваивается, навык работы с ним не может сформироваться.
Второй этап освоения соционики – это приложение знания к другому человеку. Здесь надо увидеть, как работает каждый чужой полюс юнговского базиса. Надо почувствовать разницу со своим видением мира, признать равноправность другого взгляда, научиться учитывать его в реальной жизни.
Осознание того, что другой тип может видеть другие планы той же ситуации, позволяет приобрести объемное видение, воспользоваться экспертной оценкой в проблемной для себя области мира, осознать реальные различия восприятия информации, научиться диагностике. Если другой тип упорно кажется несовершенным, то отрезается возможность плодотворного сотрудничества с ним. Информация, которая ему доступна по его сильным функциям недооценивается и отвергается. Оценка идет по принципу “кто совершеннее, он или я”. И рано или поздно, именно здесь остановится развитие.
Третий этап освоения соционики уход от фатальности определений. Здесь надо увидеть, что слово – это еще не судьба. Задачи могут быть трудными (например, поставленными по слабой функции), а отношения – неблагоприятными (например, контроль). Но путь конструктивного проживания ситуации всегда существует. Это зависит от желания субъекта. При некотором усилии задача может быть переведена в область сильных функций и там решена или снята. Принимая на себя ответственность за развитие отношений, человек сознательно выбирает сюжеты, не разрушающие общение, отказывается от самоутверждения за счет болевой точки партнера, находит и решает внутренние проблемы, на которые указывают конкретные отношения. Так обретается навык постоянного осмысления реальных взаимодействий, появляется материал для обобщений. Если “не свои” задачи просто отбрасываются, а “тяжелые” отношения человек старается разрывать, то когда-нибудь все пространство его жизни заполнится обломками и обрывками. Он вынужден будет ходить по одним и тем же проторенным дорожкам вдоль нагромождений вытесненных проблем. Причем, вопросы самооценки и личного творчества могут быть решены. Нерешенным остается вопрос взаимодействия с окружающими.
Четвертый этап усвоения соционического знания можно только воображать. Здесь происходит понимание, что согласование личных целей для решения групповых задач дает возможность более полной реализации, чем индивидуальная активность.
 
(ИС): И также как в соционике нет 100% методики диагностики, так трудно ожидать, что соционические типы будут совпадать с американскими.
(F): Я так понял, у нас с американцами в корне разный подход к признакам. У нас - дискретный, у них - непрерывный (т.е. переходные типы теоретически допустимы). И модель А, и "признаки Рейнина" четко привязали нас к дискретности.
(ИС): Mожет быть потому, что для нас тип - это прежде всего тип информационного обмена, на котором выстраивается типы взаимодействия между типами. Для них это скорее коммуникативный тип, который по определению должен быть непрерывным, поскольку связан с адаптацией к социуму.
 
Н: Соционику игнорируют, не воспринимают всерьез, потому что ее апологеты сами игнорируют все на свете - от психологии до русского языка.
Т: Думате, это единственная причина? Мне кажется, что это скорее следствие ее не нынешней непроработанности и размытости, как науки, которая привлекает людей с проблемами (кстати, как и психология в целом :-)
Сайт создан в системе uCoz