Конференции, школы, обучение

Конференции, школы, обучение
 
 
Н: Моя оценка состояния дел в соционике по итогам прошедшей конференции такова.
Мозговой центр соционики по-прежнему находится в Киеве. Здесь больше развивается фундаментальная соционика. Существует множество школ, отличающихся своими подходами и методологией. Кроме того многие школы находятся во власти заблуждений. Они делают ошибочные выводы из неверных посылок. Из ведущих школ, которые мыслят более верно и имеют много точек схождения, можно выделить правых и левых. Правые заняты усложнением открытых истин, выстраивают ветвистые многоуровневые теории, которые имеют определенную научную ценность, но мало применимы к реальной жизни. Левые строят простые близкие к жизни схемы. Они направляют внимание не на усложнение, а на развитие альтернативных социально значимых идей. В России, на мой взгляд, развивается в основном прикладная соционика. Теории россиян в основном адаптируют фундаментальные открытия к практике соционического консультирования, которое динамично развивается и становится самостоятельным бизнесом. Хотя при неокончательной решенности фундаментальных соционических проблем - например, выработки однозначного 100% - верного и общепризнанного метода определение типа всеми школами - качество такого консультирования вызывает большие сомнения.
Несмотря на вышесказанное, я могу сделать прогноз, что именно в России соционика быстро станет широко распространенной практикой и добьется официального признания, правда не в качестве некой избранной обособленной от психологии науки, а в качестве, скажем Российской Ассоциации психологических типов.
 
Н: А когда и где вы обычно собираетесь с вашими социониками?
Т: Да нет никаких социоников, так - знакомые, которые владеют обрывками из отрывков и кое-что иногда о случая к случаю практикуют. Тех, кто вербальным тестированием занимается, я вообще не принимаю в расчет, они типировать не умеют. Так что, с кем встречаться? Я попробовал с ними на форуме общаться, читали наверно.. . В реале тоже самое получается обычно. Хотя неплохо было бы организовать что-то типа постоянной тусовки. Но нужно хотя бы человек 5-7 собрать, которые еженедельно встречались бы. Программа у меня давно есть - в соответствии с ней понемногу можно и теорией заниматься и практикой типирования, использование видео очень хорошо помогает, упражнения всякие можно делать. Только нужно все это организовать. Я не очень это умею, я все больше по научной части да в облаках повитать. Если бы организовал все это кто...
Н: Вы же сами говорите, что общаться с ними невозможно, тогда о чем тут вообще говорить, давайте начнем с форума, я - за, а то он совсем пустует у вас хоть "единомышленники" есть?
Т: Не-а, в одиночку ковыряюсь. Здравомыслящие Доны и Робы предпочитают далеко за рамки описанного Аушрой не выходить и обычно занимаются какими-нибудь построениями по белой логике. Формулы пишут, как Рейнин например, или тексты и таблички рисуют, как Гуленко. А мне это скучно уже, надоело. Да и толку от такой теории почти никакого, кроме красивых формул. Вон на форуме попробовал что-то говорить, так никто не слушает по сути, издеваются только. Такое впечатление, что темой точного типирования просто никто серьезно не занимается. Для психологов соционика - это просто развлекалово такое. Так что ковыряюсь в одиночку.
 
О семинаре В.ГУЛЕНКО, Москва, 22-27 октября 2001 г.
Список тем:
Основные понятия гуманитарной школы. Ее отличия от других течений в соционике. Функционально-мотивированная система обозначений. Характеристика типа по четырем ключевым словам. Соционические темпераменты. Их отличие от темпераментов психологических. Гуманитарные технологии на базе теории темпераментов. Опыт письменного самоанализа по двум или четырем личностным срезам. Практические занятия на сравнение юнговских полярностей: рацио/иррациональность, экстра/интроверсия, логика/этика, сенсорность/интуитивность. Изучение практического проявления типных признаков на разных уровнях коммуникативного пространства. Соционическая диагностика. Правила проведения диагностического интервью. Что такое поведенческие варианты типа? Работа с листками самоанализа. Проблема различения Эго и Самости. Установки на род деятельности. Конструктивное и деструктивное направления социальной динамики. Группы мозгового штурма. Профориентация. Таблица типологической оценки персонала по темпераментам и установкам. Центральные и периферийные квадры. Характеристика четырех систем ценностей. Группы мотивации. Оценка дефицитных типов в организации по характерным симптомам. Основные векторы групповой динамики. Слаженная команда: критерии, структура, механизм функционирования. Замены игроков.
 
Н1: Из конспектов лекций.
 
Характеристики типов по четырем ключевым словам
 
Искатель (Дон Кихот)
1. Любопытство (интеллектуальный поиск, как локатор отслеживает что-то новенькое, интересное, детский характер)
2. Беспечность (рассеянный, постоянно теряет и ищет предметы, часто опаздывает, в гостях может до прихода гостей съесть, что ему понравилось).
3. Рационализаторство (стремление что-то изобрести, внести свое, решить задачу нестандартным способом)
4. Неряшливость (дома бардак, хлам, к одежде некритичен)
 
Посредник (Дюма)
1. Удовольствие (золотая середина, оптимум, умение создать уют в доме минимальными средствами при помощи небольших элементов, умение не выделяться - его нет ни среди передовиков, ни среди отстающих (не выгодно энергетически), часто находится в психологически комфортных компаниях)
2. Расслабленность (аналог лени, работать, но не переработать, отдыхать, но не переотдыхать, всегда находится в полурасслабленном состоянии)
3. Внутренняя чувствительность (отличает малейшие эмоциональные нюансы, особенно отрицательные, его легко задеть (после чего может уйти в себя и не общаться с этим человеком), очень чувствителен, хотя внешне выглядит беззаботным. После обиды должен отлежаться, может перетрудиться, но после этого должен отлежаться) (расслабившись), а не в официальной.
 
Энтузиаст (Гюго)
1. Радушие (открыт, приходи - гостем будешь, накормит, напоит. Если у вас плохое настроение - он вас не оставит. Источник позитивных эмоций.
2. Доверчивость (излишне доверчив к людям, поэтому в бизнесе не преуспевает)
3. Заботливость (доктор Айболит, заболевших будет лечить, ухаживать, покупать лекарства. Любит животных и людей, лечит скорее своим оптимизмом, чем лекарствами)
4. Навязчивость (не чувствует грани ("Я к нему всей душой - а он ..."-если не находит отклика), плохие воспитатели, т.к. через чур опекают детей, растят их в тепличных условиях, из-за чего они часто изнежены, все делают за детей)
 
Аналитик (Робеспьер)
1. Схематичность (не просто нарисовать схему, а отработать ее, чтобы она заработала, при этом неважно, на что направлены его усилия, всюду наблюдается схематичность. Нет схемы - нет способа поведения, из-з чего часто не знает, как себя вести. Окружающими воспринимается сухим и схематичным.
2. Запасливость (запас на те случаи жизни, где схемы не работают (продукты, одежда и т.д.), чтобы вести скромный, но независимое существование (самый скромный и независимый тип в соционе)
3. Альтернативность (изучает разные системы, всегда выдвигает альтернативные варианты, если ему предлагается какой-то один вариант)
4. Планированность (все планирует, всегда знает, сколько займет времени то или иное дело, не валит в эдну кучу много дел (в отличие от Гюго), практически никогда не опаздывает. Стремится подавать информацию компактно, сжато.
 
Гамлет (часто выступают против типизации, т.к. сами играют роли)

а) Игрок (эмоционален, общителен, постоянно играет роль (легче уходит от противоречий, чем наставник), пытаются сделать жизнь людей эмоционально более насыщенной, рупоры эпохи.

б) Наставник (воспринимает жизнь гораздо серьезней игрока, постоянный поиск смысла жизни, маленькие дети часто разговариваю со взрослыми с позиций наставника, поучают, более противоречив, чем игрок), люди крайностей.

1. Тревожность (часто тревожные предчувствия)

2. Неуживчивость (нескольких Гамлетов желательно не держать вместе, развести их на дистанцию)

3. Воображение (самое богатое воображение в соционе)

4. Одаренность (многосторонность, часто одарены в казалось бы несочетаемых сферах - в физике и в литературе, математике и искусстве)

Горький (по наблюдениям В.Г., женщин этого типа меньше)

а) инспектор (часто мужское обаяние, что привлекает женщин (какая-то невидимая сила), менее подвержен раздвоению личности (нежели Гусар), но может зависнуть меж двух семей, часто остаются одиноки, т.к. долго не могут сделать выбор.) Уравновешивает Гамлета в его излишней активности, часто говорит "нет", дабы отсечь безумные идеи последнего.

б) Гусар (подвижный, динамичный, общительный, часто успешен в бизнесе, более импульсивен, хитер, менее честен (чем инспектор), менее надежен, предприимчив, бабник высшей категории, не пропустит ни одной юбки, запутывается в связях и отношениях. Часто один (но в отличие от Инспектора), т.к. столько всего было, что ему так удобней.

1. Порядок (устанавливает порядок, но далеко не всегда сам следует этому порядку, зато будет обижаться, если окружающие не соблюдают этот порядок. Изучает разные системы, выбирает наиболее работоспособную и следует ей)

2. Придирчивость (дотошен, капризен, особенно в семье)

3. Аккуратность (в дизайне - мастер детали - с помощью мелкого штриха способен придать изюминку изделию, в искусстве прорабатывает детали, всегда делает работу надежно и аккуратно)

4. Упрямство (самый упрямый тип в соционе, первое слово - нет (защитный механизм для дуала - отсеять массу нерабочих идей от здравых), иногда способен отключить слух - слышит то, с чем согласен и не слышит того, чего не хочет слышать.

Отношения Гамлет-Максим похожи на укрощение строптивого - здесь романтики больше, чем рутины. Для семейной жизни оба трудно пригодны.

Н2: Лекции, судя по программке, а) банальные б) спорные, т.к. отражают позицию конкретно его школы.

Н3: Сегодня были демонстрашки практические, опишу вкратце.

1. Рационалы - иррационалы. Вызываются желающие представлять тех или этих, Гуленко из них сам отбирает наиболее показательных, одних - в одну сторону, других - в другую. Задание обоим группам - найти общее в противоположной группе и это рассказать. Решить, кто лидер в другой группе. Потом наблюдения из зала, потом Гуленко комментирует. Кое-что: рационалы более формально подходят к делу. Медленнее выдвигается лидер (хотя он скорее постоянный, а у иррацио чаще ситуативный). У рацио меньше пластики в движениях.

2. То же, интроверты и экстраверты. Задание: как можно быстрее включить вторую группу в некоторую придуманную ситуацию, чтобы переместить ее с первоначального места в желаемом направлении. Hе разрешается противодействовать уже начавшейся игре. В итоге: по подсказке одной из интровертов они начали куда-то перемещаться по направлению к экстравертам, на что те сразу нарушили правила и не став слушать интровертов, начали навязывать что-то свое :)

3. Было более сложное на логику-этику: одного вызвали на роль "директора предприятия", ышел (по просьбе Гуленко) скорее всего Роб, а может и Макс. Еще трое потом выходили с тем, чтобы устраиваться к нему на работу. Выходили ЛИЭ, ИЭЭ и еще один экстраверт-интуит непонятного типа. Задание "устраивающимся на работу" было - перевести беседу в неформальное русло, расположить к себе "директора". Лучше всего это удалось, конечно, Гечке (хотя ее фразы и обламывались слегка на белологических ответах "директора"). Hо впечатление о себе как о человеке, умеющем работать с людьми , она произвела. Как выразился "директор", "мягко отклонила" не устраивающее ее предложение. А "наскок" и линейно-напористость последнего из выступавших явно не впечатлила "директора".

4. Последнее было на сенсорику и интуицию. Интуиты и сенсорики по кучкам, по очереди называют предметы (всего пять) которые выбросило вместе с ними на необитаемый остров. Hадо с помощью них выжить, а еще лучше - с этого острова попытаться выбраться. Об этом те и другие совещаются минуты три. Естественно у интуитов вариантов на порядок больше, но далеко не все из них реально реализуемые. :-) У сенсориков мало оригинальности, но почти все доступно для реализации. Разве что, от них же было первоначально предложено включить в список "выброшенного на берег волной" топор :-)) впрочем сами тут же забраковали.

Т: Об обучении типированию
Чтобы научиться отличать признаки на живых людях, совсем необязательно просматривать сотни и тысячи людей, достаточно 2-3-х десятков. Да и не все типы можно найти в нужном количестве.
Представителей "дефицитных" типов все равно потом каждому приходится разыскивать самостоятельно. Трудность в том, что кто-то должен "пальцем показывать", но это не так уж сложно, в отличие от других методов. Описывать словами многие признаки в таком случае не приходится - и так видно. Примеров-демонстраций может быть совсем немного - 4-6 человек каждого пола на тип. Образ типа "схватывается" очень быстро. Кого-то можно взять из знакомых, остальных найти на улице или в кафе - показать и понаблюдать, как общаются и двигаются (кстати, увлекательное занятие). Нужно только предварительно изучить список признаков и иметь общее представление о типах. Потом - подробный "разбор полетов", вот и курс по типированию. Остальное каждый сам может прочесть в книжках и состыковать теоретические тонкости с увиденным. Обычно еще экономится время на изобретении теоретических "соционических велосипедов".
Сайт создан в системе uCoz