Права на ошибку больше нет

 

 Спасибо кризису - он устроил нашим управленцам очередной экзамен на профессионализм. Увы, не все руководители его сдали. Помощь организациям и uxруководителям, чувствующим необходимость разобраться в своих проблемах, найти грамотные решения осуществляют независимые консультанты. В Петербурге их в общем немного. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение. Это своегорода врачи-диагносты (реже - хирурги) mex недугов, которыми болеет та или иная фирма. Михаил Смирнов, ведущий специалист НП "Технологии организационного развития", консультант по управлению, имеющий более чем десятилетний опыт практического консультирования компаний различного профиля, размышляет о том, что мешает эффективному менеджменту. 

 

- Наивная вера в чудеса. Наша культурная модель в управлении выглядит так: эй, ухнем! Сделаем одно решительное усилие, и все у нас будет отлично. Навалимся, братцы, а потом расслабимся. Печально, когда это называют у нас "регулярный менеджмент". Словосочетание напоминает незабвенную "экономику, которая должна быть экономной". Менеджмент - это и есть регулярная работа, ежедневная забота о бизнес-процессе, контроль и коррекция его составляющих. Кстати, "левацкий загиб" (порешить все одним махом) - не чисто российская черта, она проявляется и в других странах, но всегда приводится как пример того, как не надо в бизнесе. Нашему человеку в большой степени присуще принимать иллюзии за реальность. Навалимся, а потом все пойдет как надо - это миф.

 А вот еще один - рынок. "Рынок отрегулирует", "рынок диктует"- мы слышим это постоянно. Но рынок - всего лишь отношения людей, осуществляющих обмен. И не более. Еще одно препятствие - нетерпение. В нашем сознании сидит революционный путь достижения результата - рывками, связанными с непомерными издержками, которые никто не считает. Для развития организации нужен эволюционный путь. Организация - это микрокосмос, единое живое целое. Может даже размножаться (открывать дочерние фирмы). Может расти, конечно, до определенного предела (опять же, как живой организм). Нам долго вбивали в головы, что революции- это ступени прогресса. Очевидная ерунда. Да прогресса вообще не существует, если не определены координаты. Пример из бизнеса. Бизнесмен решает: я хочу сделать чудо-магазин, то есть определил стратегическую цель или координаты своего бизнеса.

 

- Чем здесь может помочь консультант?

- Консультант создает сценарий нормальной продуктивной жизни организации без иллюзий и революционного нетерпежа, Обычно все начинатеся с помощи главным руководителям в выборе ключевых направлений, страте гической ориентации копании. Только затем следует разработка технологий такого менеджмента, который обеспечит каждодневное поступательное движение. Однажды пришлось создать четыре весьма разные технологии (сценария). Один был ориентирован на увеличение объема продаж, другой - на максимизацию прибыли, третий - на рост сервиса, четвертый - на увеличение числа клиентов. От стратегических решений руководителя зависит, что в организации будут развивать - человеческие, финансовые, материальные или информационные ресурсы.

- Какой же ресурс наи важнейший?

- Тот, который для достижения цели окажется самым дефицитным. Тут важно не ошибиться. Я слышал такое высказывание: "Я хочу исключить человеческий фактор - люди ошибаются. Надо все процессы компьютеризировать". Это ошибка. Почему человека посылают в космос? Только он может там справиться с нештатной ситуацией, а их предостаточно. Научный факт - человек, будучи самым ненадежным звеном в системе "человек-машина", способен обеспечивать наилучшую надежность, чем многократное техническое резервирование.

Человеческие ресурсы - явление гибкое. Из всех четырех имеющихся ресурсов энергию приносят только люди. Это энергетический ресурс.

- Для энергетичности нужна мотивация...

- Здесь лежит еще одна иллюзия первых лиц - мерить всех по себе. Увы, вбить мотивацию в чужую голову невозможно. Мотивацию людям дать нельзя, можно только создать для нее условия. Как мужчина старается понравиться женщине? Цветы дарит, в рестораны водит, что-то еще придумывает. И в бизнесе то же самое: ты - хозяин, вот и соблазняй работать персонал на твой бизнес. Зажигать энергию мотивации нужно изнутри. И надо думать, как сделать. Здесь очень кстати может быть помощь консультанта.

- Думать надо, тем более что повышать зарплату никто не собирается - денег нет.

- Когда я слышу сетования руководителей на то, что нет денег, мне хочется крикнуть - спрячьте свои ослиные уши! Деньги в фирме есть всегда. В одной торговой компании потери при разгрузке товара составили почти фонд зарплаты. Там надо было срочно решать проблему стимулирования складских работников, а не проблему денег. Если нужно, перераспределить финансы. Я спросил: вы платите своим грузчикам за скорость? Ведь нет. Так доплачивайте за аккуратность, а не за скорость. Возьмите еще людей, это обойдется дешевле. Все же считается. Если не умеешь считать, уходи с рынка. Консультационная истина всегда конкретна: сколько платишь и за что. Консультант может пока зать руководителю стоимость часа его работы, сколько стоит неэффективное длинное совещание, каковы потери от неисполнения его распоряжения. Когда подсчитали с одним руководителем, он за голову схватился, и тут же было решено включить видеокамеру на целый день, потом вместе проанализировать. Но сейчас многие начинают понимать, что права на ошибку больше нет. Раньше еще можно бьио что-то пробовать, рисковать. Работать стали технологичнее. Лучше потратить деньги на планирование, расчет. Отношение к персоналу сейчас более пристальное, вдумчивое, уволить человека или научить? Если учить, то чему и где. Раньше так вопрос не стоял. Больше внимания процедурным вопросам. Маневры всеми ресурсами становятся более отточенными. Все меньше деловых людей позволяют себе работать с "бахромой" лишних затрат.

- Когда "бахрома" - нужен консультант? А еще в каких случаях?

Консультант - это сильная профессиональная помощь, дополнительный ресурс. Характерно, что чаще зовут сильные лидеры организаций, понимающие проблему. Бывает, зовут, когда все сгорело. Зовут, как врача констатировать смерть. Последнее мне неинтересно. Там надо решать только одну проблему: какой ресурс сохранить - финансовый, материальный и проч.

 

Подготовила Варвара КНЯЗЕВА

 

 

Сайт создан в системе uCoz