Японский персонал ночует на улицах

 

 -  Японский менеджмент все больше и больше при- ближается к западному, - утверждает консуль-тант по управлению человеческимиресурсами компании «Алеко» Наталия Папонова, недавно вернувшаяся со стажировки из Токио. - К сожалению, «3 кита» Японии - пожизненный найм, система оплаты труда в зависимости от стажа и профсоюзы в пределах одного предприятия - «пошатнулись». В итоге: философия управления компанией, система управления персоналом, ориентированная на получение результатов и достижений, трудовые отношения, правила внутреннего трудовогораспорядка приобрели второе дыхание.

 

Найм и отбор персонала

При подборе персонала работодатели, в основном, пользуются рекрутинговыми агентствами и в этом случае стараются купить или перекупить лучших специалистов «head hunting». Однако, в силу японскогоменталитета, об раза их жизни, традиций - люди держатся за свои рабочие места.

 Развитие карьеры

Каждый работник четко знает свои должностные обязанности и выполняет положенные функции, не дожидаясь указаний и помощи от руководителя. Впрочем, помощь-то он может получить. В Японии руководитель не является стержнем организации. Если «тола» по каким-то причинам не будет на рабочем месте, производственный процесс продолжается без помех. Продвижение по карьерной лестнице по-прежнему зависит не только от навыков и умений, но и начинается с определенного 'возраста. Человек имеет полное право претендовать на высокий пост после сорока лет. Немаловажная деталь: женщин- карьеристок мало, в силу традиций женщина должна заниматься домом, поэтому в лучшем уровне их карьерный рост заканчивается на должности менеджера низшего звена. Традиции Востока - женщина должна быть

 

помощницей мужчины.

Обучение

Оно обязательно для всех категорий сотрудников. Во- первых, каждому работнику преподают основы общения. Цель - помочь людям жить без конфликтов и находить друг с другом общий язык. Во-вторых, на базе каждого предприятия обяза- тельно существует учебный центр повышения квалификации, оснащенный по последнему слову техники.

Апестация

Опыт проведения аттестаций в России показывает, что у нас, в основном, очень хорошо получается оценивать всех сотрудников по уровню успешности их дея тельности. С критерием задач сложнее. Придумать конкретную цель каждому сотруднику непросто. Насколько я знаю методы работы компаний в городе, управление по целям используется лишь для руководителей высшего и среднего звена, ведущих специалистов. В Японии все позиции - от уборщицы до генерального директора - имеют конкретные цели, к которым они стремятся. 

 Сама оценочная процедура проходит жестко. Если у нас оценка деятельности - это диалог между аттестуемым и руководителем подразделения, то в Японии руководитель сообщает о результатах полученной оценки. Россиянин, недоволь- ный результатами, может обратиться в конфликтную комиссию, у японца даже мысли такой не возникает. Слово начальника - закон. Оценка деятельности происходит каждый год по пятибалльной шкале. Только вместо цифр - буквы S, А, В, С, D. Оценка должна расти, т.е. сотрудник должен иметь перспективу роста, если вдруг в течение двух- трех лет кто-то подряд имеет одну и ту же оценку, то такого сотрудника перемещают на другую должность. Он хороший работник, но неперспективный в данном направлении. По итогам аттестации работнику начисляется бонус. Его размеры зависят от

 

степени достижения результатов данным сотрудником. 60 процентов бонуса выплачиваются к отпуску, оставшиеся 40 - к Новому году.

Заработная плата и компенсационный пакет

Оплата труда работника в Японии складывается из множества составляющих. Помимо оклада, каждому работнику оплачивают проезд, питание и квартплату. Если сотрудник - иногородний и живет в течение рабочей недели в общежитии, то компания не только возмещает расходы на жилье, но и дополнительно возмещает убытки за моральный ущерб от разлуки с семьей. Дополнительно разработана система пособий. Служебные - управленческим работникам за квалифика- цию, умения, успехи в про- дажах. Рабочие - специальное рабочее пособие, в том числе за работу по сменной системе. Пакет стимулирования результатов работы - за отсутствие прогулов, поощрение за работу. Также есть пособия за сверхурочные и за работу в ночное время. Во всех компаниях обя зательно работают спортивные залы и учебные центры. Таким образом, понятие компенсационного пакета отсутствует, ибо все наши льготы для японца в обязательном порядке входят в зарплату.

Система штрафов

Если работник некачественно выполнил свою работу хоть один раз, его обычно увольняют. Дисциплинарных нарушений нет совсем. Причина только одна - японский менталитет, основанный на беспрекословном соблюдении всех норм и требований.

Напоследок

Очень развито понятие корпоративной культуры и фирменной атрибутики. Каждая фирма свято блюдет национальные традиции страны, компании. Особое отношение к безработным и бомжам - это не неудачники, а люди, постигающие философию жизни. Тот, кто сегодня спит на улице, завтра может совершенно спо- койно устроиться на работу - и начать делать карьеру.

 

Занисала Екатерина КОЛЕСНИКОВА

Сайт создан в системе uCoz