Хороший тренер обеспечит результат

Малому бизнесу в России сейчас трудно. Ссылки на общую экономическую ситуацию в стране не могут от менить тот факт, что подавляющее число наших пред принимателей просто еще не обладают определенными знаниями, навыками и опытом. Оказать помощь могут люди компетентные в сферах бизнеса - консультанты. В каких случаях обращение к консультанту будет эффективным? Существуют ли общие трудности, пре одолеть которые поможет внешний специалист? О том, в какой момент бизнес "спотыкается" и какую помощь можно ожидать от приглашенных консультантов, размышляет Александр ГРОМОВ, консультант по организационному развитию.

 Игра без правил

- Каждая фирма проживает несколько этапов своего развития. Сначала - все держится на лидере, на его энергии, опыте, интеллекте, он "тащит" нас себе весь стартовый период. В организации пока не более двух - трех десятков сотрудников. Затем следующий этап - становление регулярного менеджмента. Фирма растет, и может дорасти до 300 человек. А потом даже талантливым руководителям не углядеть за всем, и начинается делегирование полномочий средним менеджерам организации. Каждый из этих этапов может длиться 3-5 лет. На первом этапе управленческие консультанты, как правило, не нужны, а если и нужны, то организация не всегда может оплатить их услуги. По моему опыту, фирма может тратить на всяких консультантов (а могут быть нужны юристы, аудиторы и т.д.) не более 1,5 -2,5 процентов от своего годового оборота.

 

Чтобы консультант по управлению принес пользу, нужно с ним поработать некоторое время, скажем, 20 часов в течение одного месяца. Это может стоить от 10 000 до 60 000 рублей. Причем, поскольку в малом бизнесе нет четких правил, его консультировать сложнее. Консультант должен обладать высокой квалификацией, но тогда его услуги весьма дороги. Зачастую предприятие не может себе этого позволить. Где же выход? Я обычно работаю с малым бизнесом со скидками и рассрочками. В целом же у нас все консультирование малого бизнеса держится на различных, чаще всего иностранных программах, фондах: TACIS и проч. Если руководителю удается заинтересовать собой какой-либо фонд, то он может получить бесплатную консультацию.

Зачем нужен "точильный брусок"?

Необходимость в ней возникает обычно при переходе фирмы от первого ко второму этапу развития, в момент организационного кризиса. Прежнее управление становится неэффективным, надо сменить подходы. Эта ситуация осложняется в России тем, что наши предприниматели редко имеют бизнес-образование. Порой моя консультация сводится к частному обучению персонала разного уровня и руководителя. Меня просят научить планировать финансы, строить организационную структуру, наладить систему оплаты труда. Так что одна из моих ипостасей- ликбез в профессиональной области. Руководитель не может позволить себе оторваться на регулярную учебу: нет ни времени, ни сил. Мне платят в том числе и за свернутость информации, умение быстро и четко поставить базовые представления. Чем еще может быть полезен консультант? Скажем, есть необходимость ввести в организации нечто новое, будь то маркетинг или управленческий учет. Об этом написаны книги, но даже если их и прочитали первые лица, одних знаний бывает недостаточно. Нужны еще навыки знание нюансов и совпадение взглядов разных сотрудников организации. Моя задача - предложить и провести процедуры согласования, сформировать общий язык, общий подход. Это уже не ликбез, это ближе к тренерской работе.

Проблемная ситуация, когда руководитель ощущает трудности и не знает, как их наиболее безболезненно преодолеть, для меня является самой интересной, мозги задействованы на 100 процентов. Организационная жизнь любой фирмы настолько многообразна, что всегда можно предложить несколько решений и вместе оценить последствия. Я могу привнести и готовые решения, так как знаю общие закономерности развития бизнеса и опыт других предприятий.

Часто бывает необходимо квалифицированно обсудить готовое решение. Здесь консультант должен обладать ролевой компетентностью - уметь занять позицию директора, марке толога, главбуха, контрагента или потребителя. В этой ситуации руководитель использует консультанта в качестве "зеркала" или "точильного бруска". В малом и среднем бизнесе бывают ситуации, когда все проблемы свалены в кучу. Тогда эффективен организационный тренинг. На тренинги соглашаются не все, так как это дорого. Существует еще сценарное консультирование - от разработки сценария кор- поративного праздника до сценария развития организации. Консультант здесь нужен по ряду причин: в небольших фирмах стратегическим развитием занимается первое лицо, и ему нужно свои идеи с кем-то обсудить. Моя задача - все разложить по полочкам, зафиксировать резюме обсуждения.

Нужен диалог

Консультанты бывают разные. Моя функциональная зона - организация бизнеса структурно и технологически. Я не учитель, не доктор. Мне ближе пози- ция тренера. Каким бы квалифицированным ни был консультант, руководитель мыслит иначе. Я готов содействовать, и главное в этом - точно и вовремя заданный вопрос. Это ключевой момент: вопрос мой, а в ответ руководитель начинает думать сам и принимать нужные решения. Я готов принять в этом участие: уточнить, нарисовать схему, формализовать идеи. Это диалог. Одно дело- предоставить информацию для принятия решения, другое - принимать решения за другого. Бизнес делают мои клиенты, а не я. У клиентов - своя правда. Здесь нужно, хотя и сложно, соблюсти грань. Если мои рекомендации внедрены на 10 процентов, это большой успех для меня. Две составляющие моей профессии - знание литературы или соответствующее образование и богатый социальный и организационный опыт. У меня работает здравый смысл, опыт, креативность, решительность и, конечно, знания. Специфика российского бизнеса сейчас в том, что фирмы растут и развиваются. Одна из типичных проблемных ситуаций состоит в том, что для управления стабильно развивающейся фирмой нужны люди вполне определенного склада- менеджеры, а не предприниматели. Мне приходилось разделять позиции собственника, предпринимателя и менеджера. Это конфликтный процесс, и этот конфликт типичен уже в течение пары лет.

 

Подготовила Варвара КНЯЗЕВА

Сайт создан в системе uCoz