Кадровик всегда на страже

 

Вопрос, что такое безопасность предприятия, не имеет четкого ответа. В основном специалисты склонны сводить это понятие к экономической безопасности, а она, в свою очередь, состоит из нескольких составляющих: финансовой, кадровой, информационной, правовой, технико-технологической, экологической и др. На сегодня можно утверждать, что экономическая безопасность организации - условие, при котором угрозы извне и изнутри управляемы (прогнозируемы, бюджетируемы), т.е. сведены к минимуму. Соблюдение этого условия - предотвращения потерь - обязательная составляющая экономики предприятия. 

 Игорь Чумарин, руковдитель Агентства исследования и предотвращения мошенничества, приводит следующие цифры. 80 процентов ущерба компании наносится изнутри, от персонала, и только 20 процентов извне. Это соотношение сохраняется и в мировой статистике атак на компьютерные сети. Один из главных, если не самый главный источник потерь - персонал компаний, люди. Отсюда можно сделать вывод: служба персонала - важнейший субъект безопасности организации, ее деятельность, направленная на предотвращение потерь, - залог достижения максимальной стабильности, создания основ и перспектив роста. Доверяй, но проверяй! Эта поговорка, пришедшаяся в свое время по вкусу президенту Рейгану, сейчас актуальна как никогда. Прирост уголовныхдел по статье 159 УК РФ «Мошенничество» по Петербургу и Ленинградской области в 1999 году, по сравнению с 1998, составил 99,7 процента. Такая же динамика сохраняется и по прошлому году, хотя официальные итоги пока не подведены. И это при том, что только примерно в 2 процентах случаев компании, ставшие жертвами мошенничества, обращаются в органы милиции.

 

Цифры, с одной стороны, удручают, а с другой, все мы прекрасно понимаем, что ущерб организации могут нанести и наносят не только «отпетые мошенни». Если квалификация сотрудников службы персонала недостаточна, если руководство отмахивается от вопросов, связанных с экономической безопасностью предприятия, источ- ником материальных и ин- теллектуальных потерь станет... кадровая служба. Игорь Чумарин утверждает, что любая функция, любая задача отдела персонала должна осуществляться в аспекте безопасности компании, будь то подбор, найм, обучение, адаптация, аттестация, планирование карьеры сотрудников или увольнение. На всех этапах деятельностии - не столько подозрительность, сколько четкое следование определенным алгоритмам обеспечения кадровой безопасности. Прием на работу нового сотрудника - это целый комплекс мер, включающий, среди прочего, и проверку надежности кандидата.

 Поиск

На этапе поиска кадровая служба должна избегать «опасных» способов; таких, как переманивание. Лучше пусть это делает отдел безопасности или рекрутинговое агентство. Нужно определиться и с тем, каких соискателей стоит включать в категорию риска. В последнее время в нее попадают мужчины призывного возраста, но не только. Опасны и программисты-«любители», направляющие свои способности не на с зидание, а на разрушение. Как «чистые» программисты, администраторы сети, они вполне на месте, но на других позициях способны нанести большой вред. Включенные в анкету соискателя вопросы о хобби или увлечениях помогут отсечь таких деятелей. Список нежелательных кандидатов может существовать у каждой организации, в соответствии с ее спецификой.

 

Подбор

В процессе подбора соискателей начинается более углубленная проверка, и здесь должна подключиться служба безопасности (если она существует). Сюда входят: и психологическе методики, проверка наличия-отсутствия негативных связей (с органами внетренних дел, фискальными, налоговыми сотрудниками фирм-конкурентов), выяснение наличия прошлых обязательств (долговых и пр.), медицинское обследование (при необходимости), проверка документов (на предмет подлинности), тестовые процедуры на зависимость (от алкоголя, азартных игр), проверка рекомендаций, подробное анкетирование.

 Анкета

На этапе подбора анкета с «жесткими» вопросами выявляет множество нюансов, сопоставление которых поможет составить представление о человеке. Если соискатель отказывается ответить на какие-то вопросы - это повод задуматься. Так, ответ на вопрос об имуществе (наличие квартиры, дачи, автомобиля, гаража) в сочетании со скромным ранее занимаемым положением будет достаточно красноречив. Вопрос о принадлежности к какому-либо религиозному течению позволит отсечь представителя тоталитарной секты, не говоря уже о судимости, алиментах и прочем. 

 

Автобиография

Игорь Чумарин советует наряду с анкетой попросить написать от руки автобиографию. Возможны нестыковки с анкетой, это раз, а во-вторых, неплохо иметь образец почерка. Так, на всякий случай.

Итоговое cобеседование

Заключительная фаза работы с кандидатом - итоговое собеседование. По опыту Игоря Чумарина, именно на этом этапе кадровики допускают наибольшее количество ошибок. Причин, скорее всего, в том, что эта процедура воспринимается ими как формальная - решение-то практически принято. Однако заключительную беседу целесообразно использовать для получения информации, способной повлиять на окончательное решение. Необходимо выяснить следующее: причины истинной мотивации работать именно в данной фирме, причины увольнения с прежнего места работы, причины трудно объяснимой осведомленности о бизнесе данной фирмы и пр. Только после благоприятного закл юче- ния можно принимать решение о найме.

 

Подготовила Варвара КНЯЗЕВА

Сайт создан в системе uCoz