КУРС «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ»

Технология обучениЯ

Задумайтесь на мгновение над следующим: за все время Вашего обучения кто-нибудь когда-нибудь учил Вас тому, как нужно изучать что-либо?

В наше время люди заканчивают школу, будучи не в состоянии читать или писать на уровне, необходимом для того, чтобы сохранить за собой рабочее место или добиться успеха в жизни. Это огромная проблема. И дело не в том, что предметы невозможно усвоить; не обучают как раз тому, как что-то усвоить. Это недостающее звено во всем образовании.

Эта технология дает понимание основ того, как следует учиться, и описывает точные способы избежания всех ловушек, которые могут встретиться во время обучения.

Технология обучения - это не техника быстрого чтения и не описание хитроумных способов запоминания. Эти техники не смогли доказать на практике, что они повышают способность человека понимать то, что он изучает, или что они делают человека более грамотным. Технология обучения показывает, как человеку следует учиться для того, чтобы понять предмет настолько, что он сможет применять его.

При всём том внимании, которое уделяется образованию в нашем обществе, удивительно осознавать, что никогда не существовало настоящей технологии обучения или технологии образования. Звучит весьма странно, но это правда. Была школьная технология, но она имела очень мало общего с образованием. Она включала в себя технологию того, как ходить в школу, как вас нужно обучать и как вас нужно экзаменовать, но не было настоящей технологии образования или обучения. При отсутствии такой технологии люди считают, что достигать своих целей трудно. Знание того, как учиться, жизненно важно для любого человека.

Первая маленькая калитка, которая должна быть открыта, чтобы приняться за обучение, - это желание знать. Если эта калитка остаётся закрытой, тогда вы, скорее всего, получите такие вещи, как система образования на основе дословного заучивания, слово в слово, которая, в итоге, не даёт никакого знания. Такая система производит лишь выпускников, которые, возможно, способны, как попугаи, повторить факты, но у которых отсутствует какое-либо реальное понимание и способность что-либо делать с тем, чему их обучили.

И с какой же целью человек учится? Пока вы не проясните это, вы не сможете сделать обучение разумной деятельностью.

Некоторые учатся, чтобы сдать экзамен. Студент думает про себя: "Как я повторю это, когда мне зададут тот или иной вопрос?" или "Как мне сдать экзамен?" Это совершенно глупо, но, к сожалению, это то, что делали в университете многие студенты.

Возьмём, к примеру, человека, который в течение долгого времени строит дома, и вот однажды он получает помощника, которого только что обучили в университете строить дома. Он сходит с ума! Человек с академической подготовкой изучал это в течение многих лет, но всё же ничего об этом не знает. И человек с практической подготовкой не понимает, почему это так.

Причина, по которой это происходит таким образом, заключается в том, что человек, который только что прошёл обучение в университете, изучал все свои материалы так, чтобы суметь сдать по ним экзамены; он не изучал их для того, чтобы строить дома. Человек, который занимался этим делом на практике, в общем, не обязательно превосходит человека с академическим образованием, но он, конечно же, способен строить дома, потому что всё его обучение было построено по принципу: "Как я применю это при строительстве домов?"

Всякий раз, когда ему попадается на глаза какое-нибудь объявление или какая-нибудь литература или что-нибудь ещё, в процессе чтения он постоянно задаёт себе вопрос: "Как я могу применить это к тому, что я делаю?"

В этом и заключается основная и существенная разница между академическим и практическим обучением.

Вот почему некоторые люди терпят неудачу, пытаясь применить знания на практике после окончания курса обучения.

Было бы гораздо лучше, если бы человек, глядя на какие-то данные, вместо того чтобы думать: "Попадется ли мне это на экзамене?", спросил бы себя: "Как я могу применить этот материал?" или "Как я могу использовать это на практике?"

В этом случае человек сможет извлечь гораздо больше пользы из того, что он изучает, и сможет действительно применять свои знания на практике.

Человек, который "знает всё об этом"

Что касается самой учёбы, то первое данное, которое следует усвоить, и первая помеха, которую нужно преодолеть, это: "Вы не сможете изучить предмет, если вы думаете, что и так всё об этом знаете".

Человек, который думает, что он знает всё о каком-то предмете, не сможет усвоить в этом предмете ничего.

Человек, возможно, уже знаком с данным предметом по своему предшествующему опыту и, добившись успеха в этой области, теперь думает, что знает об этом всё. Если такой человек затем проходит курс по этому предмету, между ним и предметом изучения находится завеса в виде "я знаю всё об этом".

Имея такое препятствие в обучении, можно совершенно увязнуть и не продвинуться вперёд.

Это верно в отношении любого человека, какой бы предмет он ни изучал.

Если человек способен прийти к решению, что ему ещё не всё известно о предмете, и способен сказать себе: "Здесь есть чему учиться, так давай учись", - он сможет преодолеть эту помеху и сможет усвоить предмет.

Это чрезвычайно важное данное для любого человека, изучающего что-либо. Если он понимает и применяет это, путь к знаниям для него широко открыт.

 

НАУЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Во всех научных системах существует набор ключевых слов, которые служат для передачи информации, и если человек не очень хорошо знает эти слова, у него возникают сложности с самой наукой. Я знавал одного светилу науки, который перестал понимать новое в своей науке из-за того, что он не разобрался в ее терминологии с самого начала. Он не знал, что в точности означает термин "британская тепловая единица" или что-то вроде того; следовательно, позже, когда он решал обширную и сложную задачу, в его голове всплыла какая-то величина, весьма нечетко; у него все перепуталось и смешалось с другими данными. И это произошло только потому, что он не понял значения этого термина в самом начале.

Как при изучении сигналов флажного семафора, азбуки Морзе, детского лепета, так и при освоении какого-либо, особенно специального предмета, вы должны быть хорошо знакомы с его терминологией.

Тогда ваше понимание предмета увеличится. В противном случае вашему пониманию будут препятствовать эти везде путающиеся и никак не вяжущиеся друг с другом слова. Если вы имеете туманное представление о существовании некоего слова, но все же не до конца понимаете, что это слово означает, то у вас все равно ничего не складывается. Таким образом, непонимание слова ведет к непониманию самого предмета, и это - реальная основа изначального замешательства при познавании разума Человеком.

Для описания различных частей разума было придумано столько разных слов, что человек был бы ошеломлен, даже если бы он всего лишь только составил для всех них каталог. Для примера возьмем огромное количество накопленных материалов и технологию психоанализа. Непреодолимо тяжелые материалы, большинство из которых являются просто описательными; некоторые из них, терминология действий, состоят из таких слов как "ид", "эго", "альтер-эго", "цензор" и тому подобное. Многие из этих слов выделены, и каждое означает что-то свое.

Но тем лечащим врачам, которые начали постигать эту науку, не приходилось досконально изучать науки точные; другими словами, у них не было образца точных наук. Что касается гуманитарных наук, то из-за того, что их не считают точными и четкими, в них, вроде бы, можно как угодно беззаботно относиться к словам, - я их не критикую, но это просто означает, что у вас существует меньше возможностей разбираться в языке.

Когда они начинали изучать Фрейда, с ними происходили интересные вещи: один человек понимал слово "ид" так, а другой - совершенно иначе. И "альтер-эго" означало то одно, то другое. Путаница в этих терминах, практически, сама по себе стала в конечном счете путаницей в самом психоанализе.

В действительности, психоанализ так же легко понять, заверяю вас, как и японский язык. Японский - это детский лепет: очень, очень трудно читать и очень, очень легко говорить. Если вы можете представить себе такой язык, в котором каждый раз, когда вы говорите, поясняется, где подлежащее, где сказуемое, где дополнение, тогда вы сможете представить язык, подобный детскому лепету. В нем отсутствуют различные виды и спряжения глаголов. Очень несовершенный язык. Однако для того чтобы общаться с японцами, нужно просто знать значения конкретных слов; тогда, если вы в точности знаете значения этих слов, то, когда входит японец и говорит вам: " Желаете чашечку чаю?", вы не вскакиваете немедленно, так как вы подумали, что он сказал: "Окрашено". У вас есть лишь предпосылки к общению.

Подобным же образом обстоят дела и с языком психоанализа. Огромные трудности, которые сопутствуют любой попытке понять такую вещь, как психоанализ, были в значительной мере преодолены, когда к психоанализу подошли как к кодовой системе, предназначенной для передачи определенных значений. Следовательно, существуют ли сами явления или нет - такого вопроса не возникало. Все просто свелось к вопросу о словах, которые обозначали нечто очень конкретное. И если эти слова означали одно и то же для всех, то все говорили на языке психоанализа, а если эти слова не означали одно и то же для всех, то люди не говорили на языке психоанализа. Бог знает, на каком языке они говорили. Вдруг они начали говорить на языке аналитической психологии Юнга, а затем вдруг - на языке индивидуальной психологии Адлера. Разница между этими различными учениями, мягко говоря, невелика. Но трудности языкового плана заставили многих практикующих в этой области специалистов не соглашаться с данной теорией, которую они, в любом случае, не понимали.

 

КАК ИЗУЧАТЬ КАКУЮ-ЛИБО НАУКУ

Весь предмет конкретной науки является для студента хорошим или плохим в прямой зависимости от того, насколько глубоки его познания в ней. Студент сам должен определить, насколько точны ее методы. Прежде чем начать обсуждение, критику или совершенствование той информации, которая у него имеется, он должен выяснить для себя, соответствует ли принцип действия этой науки тому, что она заявляет, и выполняет ли она именно то, для чего была предназначена.

Он должен определиться в отношении всех предметов, которым обучают в школе. Процесс, техники, принцип действия и теория. Он должен задать себе такие вопросы: "Существует ли эта информация? Истинна ли она? Работает ли она? Будет ли она в кратчайшее время давать наилучшие результаты из возможных?".

Существуют два способа, с помощью которых человек обычно принимает информацию; ни один из них не является хорошим. Один из них - это принятие утверждения потому, что некий Авторитет заявляет, что это правда; другой - принятие преобладающего в обществе мнения.

Преобладающее мнение слишком часто является обычным тестом людей на разумность или неразумность. Предположим, что кто-то вошел в наполненную людьми комнату и, внезапно указывая на потолок, произносит: "Смотрите! На потолке сидит огромный трехметровый паук!". Каждый посмотрит, но больше никто не увидит паука. В конце концов, кто-нибудь сообщит ему об этом. "Но он там правда есть". Он так и скажет - и будет очень сердиться, когда обнаружит, что никто с ним не соглашается. Если он будет и дальше продолжать уверять всех в существовании этого паука, то очень скоро попадет в психбольницу.

Основной критерий разумности (в этом обществе, получающем довольно туманное образование) заключается в том, соглашается ли человек со всеми остальными. Это весьма сомнительный способ принятия свидетельств, но слишком часто он является первоначальным мерилом.

А затем вступает в силу Правило Авторитета:

"Доктор И. Мышкин согласен с вашим утверждением? Нет? Тогда, разумеется, это не может быть правильным. Доктор Мышкин - выдающийся авторитет в этой области". Одно время человек по имени Гален занимал главенствующую позицию в области медицины. Другой человек по имени Гарвей пошатнул прочную позицию Галена, создав новую теорию циркуляции крови. Гален соглашался со своими современниками по поводу "приливов и отливов" крови. Они ничего не знали о работе сердца. Они принимали все, чему их учили, и очень редко сами наблюдали. Гарвей работал в Королевской Медицинской Академии и при вивисекции животных обнаружил истинную функцию сердца. У него было достаточно здравого смысла, чтобы для начала держать свои открытия в полной тайне. Леонардо да Винчи каким-то образом обнаружил или утверждал то же самое, но он был "безрассудным художником", и никто не поверил бы художнику. Гарвей был членом любительского театрального коллектива Шекспира, и сам драматург сделал такое же наблюдение, но мнение о том, что человек искусства не дает ничего ценного обществу, снова помешало всем, кроме Гарвея, отнестись к этому заявлению не как к вымыслу, а как к чему-то значительному. В конце концов, Гарвей заявил о своем открытии. И немедленно в его сторону полетели дохлые кошки, гнилые помидоры и битые бутылки. Он вызвал целую суматоху в медицинских и общественных кругах. Наконец один доктор, отчаявшись, произнес историческую фразу: "Лучше бы я ошибался как Гален, нежели был бы прав как Гарвей!". Если бы этот метод всегда был единственным методом проверки фактов, то человек не продвинулся бы ни на йоту. Слишком часто, однако, на протяжении всей эволюции Человека появлялись "возмутители спокойствия", которых не удовлетворяло преобладающее общественное мнение; они проверяли факт сами, замечая и принимая данные своих собственных наблюдений, и затем проверяли снова. Возможно, что первый человек, который сделал каменный топор, посмотрел на кусок кремния и решил, что неровный камень можно обтесать определенным образом. Когда он обнаружил, что этот кремень легко обтачивается, он наверняка бросился в свое племя и с энтузиазмом принялся учить своих друзей-соплеменников тому, как делать топоры желаемой формы, - вместо того, чтобы месяцами выискивать какой-нибудь случайный камень подходящей формы. Можно почти с уверенностью сказать, что его забросали камнями. Если дать волю фантазии, нетрудно представить, что ему, в конце концов, удалось убедить своего товарища в том, что его способ действует; эти двое связали третьего виноградной лозой и заставили его наблюдать за тем, как из неотесанного камня получается кремниевый топор. Наконец, после того, как с помощью принудительной демонстрации они убедили человек пятнадцать или двадцать соплеменников, последователи новой технологии объявили войну остальным из их племени и, одержав победу, заставили их согласиться по приказу.

Оценка информации

Человек никогда не обладал достаточными сведениями о том, чем, в основном, заполнен его разум, то есть об информации. Что такое информация? И что такое оценка информации?

Все эти годы, когда психоаналитики обучали каждое поколение врачей своим догмам, использовался авторитарный метод; это можно проверить, прочитав несколько книг по этому предмету. В них обнаруживаются бесконечные "Фрейд сказал...". На самом же деле, важным является не то, что "Фрейд сказал..." то-то и то-то, а "Имеет ли ценность данная информация? И если имеет, то насколько она ценная?". Можно сказать, что данное является ценным настолько, насколько его оценили. Истинность некоторого данного можно установить в зависимости от того, можно ли оценить его с помощью другого данного, а его важность зависит от того, сколько других данных оно проясняет. Таким образом, самое огромное возможное данное должно было бы прояснить и идентифицировать все знания, известные человеку в этой физической вселенной.

К сожалению, однако, такой вещи как Первичное Данное не существует. Необходимо наличие не одного, а двух данных, так как любое данное бесполезно, если его невозможно оценить. Более того, второе данное должно обладать сравнимой важностью, - чтобы с его помощью можно было бы оценить любое определенное данное.

Данное становится вашим данным только после того, как вы его оценили. Это данное стало вашим либо в результате принятия авторитетного утверждения, либо оно ваше собственное. Если это данное - из авторитетного источника, то его вам навязали, и оно в лучшем случае является чем-то немного большим, чем легкая аберрация. Разумеется, если вы задали вопрос человеку, который, как вы полагали, знал свое дело, и он вам ответил, то это данное вам не навязано. Но если вы ушли от него, веруя с этого момента в то, что такое данное существует, и не стали утруждать себя тем, чтобы самому навести справки по поводу этого ответа, - то есть не стали сравнивать это с тем, что вам известно, - то вам не удалось завершить процесс познания.

Говоря техническим языком, основная проблема разума - это, конечно, те "возмущенности", которые в нем существуют; однако непосильная ноша информации в этом обществе - это насильно навязанная информация, для проверки которой у человека никогда не бывает возможности. Когда вам говорят: "Не принимай ничьи слова за истину в последней инстанции", вас просто просят сломать привычный образец, навязанный вам еще в детстве.

Проверьте это данное для себя и убедитесь, существует ли оно и истинно ли. И если вы обнаружите, что оно действительно существует, то впоследствии вы будете спокойны; в противном случае, в самой основе ваших данных и вашего образования - из-за того, что вы сами не распознали эти данные, - вы, скорее всего, обнаружите неразрешенный вопрос, который сам по себе будет снижать вашу способность усваивать или использовать все, что связано с данной областью. Ваш разум будет воспринимать предмет не так легко, как это должно быть.

Взгляд на естественные науки

Причина, по которой инженерное дело и физика продвинулись гораздо дальше по сравнению с другими науками, заключается в том факте, что они занимаются проблемами, которые очень жестоко наказывают человека, если он невнимательно относится к физической вселенной.

Инженер столкнулся с задачей прокладки железнодорожного туннеля сквозь горы. Пути лежат по обе стороны гор. Если он неправильно распределил пространство, то два туннельных выхода не сойдутся в центре на одинаковом уровне. Это будет настолько очевидно, - и все посчитают это ошибкой инженера, - что он очень заботится о том, чтобы не совершить такую ошибку. Он ведет научное наблюдение за физической вселенной и следит не только за тем, чтобы туннели сошлись в пределах долей дюйма. А если он неправильно определит свойства той скалы, через которую он прокладывает туннель, то туннель обрушится; это происшествие примут за прискорбный и несчастный случай на железной дороге, и поэтому он следит и за этим.

Биология ближе к понятию науки, чем некоторые другие, так как если в области биологии кто-то очень сильно ошибется по поводу какого-нибудь жучка, то прямой исход может оказаться драматичным и ужасным. Предположим, что на биолога возложена ответственность за введение планктона в водный бассейн. Планктон - это микроскопические микробы, которые очень полезны человеку. Но если из-за какой-то ошибки биолог запустит в источник водоснабжения тифозную палочку, то результат будет немедленным и драматичным.

Предположим, что перед биологом стоит задача выведения такой культуры дрожжей, которые при замешивании на них теста для белого хлеба дают ему окраску черного хлеба. Этот человек столкнулся с необходимостью создать дрожжи, которые ведут себя не только как дрожжи, но еще и являются красящим веществом. Он должен заняться практическим аспектом этой задачи, так как после того, как он объявляет о своем достижении, проводится "дрожжевая проверка": можно ли есть такой хлеб? И проверка на "черноту" хлеба: а черный ли этот хлеб? Любой может легко провести такую проверку, и каждый может быстро понять, преуспел ли этот биолог или же потерпел неудачу.

Политику называют наукой. Существуют естественные законы политики. Их можно было бы разработать, если бы кто-нибудь действительно применял научные принципы к политическим исследованиям.

Например, заранее известно, что если обрезать все линии коммуникации между Соединенными Штатами и Россией, то Россия и Америка будут все меньше и меньше понимать друг друга. А если демонстрировать каждому день за днем и год за годом, насколько образ жизни в Америке отличается от образа жизни в России, то не останется никакой альтернативы, кроме как разрыва отношений. Дело практически сделано, если решительно продолжать настаивать на том, что между Россией и Соединенными Штатами нет согласия в отношении любой самой незначительной политической теории либо теории поведения человека или нации. Обе нации впадут в эмоцию гнева, и внезапно вспыхнет война.

Соединенные Штаты - это нация, обладающая самыми огромными сетями коммуникаций на всей земле, производственный потенциал которой даже невозможно представить. На территории этой страны работают лучшие рекламные агенты в мире. Но вместо того, чтобы продавать Европе идеи, они выдают пулеметы, самолеты и танки, чтобы использовать их в случае вторжения России. Чем больше угроз навязывается против страны, находящейся в тоне России, тем более опасной становится эта страна. Когда спрашиваешь людей о том, как они решили бы этот вопрос жизни и смерти, они пожимают плечами и отвечают что-то типа: "Политики лучше знают". Таким образом, они увиливают и дают "рациональное" объяснение: в конце концов, ведь существует же американский образ жизни, и его нужно защищать.

Что такое американский образ жизни? Этот вопрос заставит призадуматься почти любого американца. Что же это такое, американский образ жизни, и чем он отличается от человеческого образа жизни? В нем попытались соединить вместе экономическую свободу человека, свободу слова и свободу личности, а затем определили все это как строго американский образ жизни; почему же не назвать его Человеческим Образом Жизни?

В области гуманитарных наук Науку полностью пустили на самотек. До сих пор в них следуют неоспоримым авторитарным принципам. Любой человек, который принимает знание, не сомневаясь в нем и не оценивая его для себя, демонстрирует самому себе состояние полной апатии по отношению к этой области знаний. Это показывает, что сегодня люди в Соединенных Штатах, должно быть, находятся в низком тоне апатии по отношению к политике, так как так легче безоговорочно принимать все, что происходит.

Фундаментальные основы

Если человек пытается строить профессиональные планы или планы на жизнь, основываясь на информации, которую он сам никогда не оценивал, то у него нет шансов на успех.

Фундаментальные основы очень и очень важны, но, прежде всего, для того, чтобы быть абсолютно уверенным в основах, человек должен научиться думать. Научиться думать не очень трудно. Достаточно просто сравнивать конкретные данные с физической вселенной в том виде, в каком она известна и наблюдаема.

Авторитаризм лишь ненамного лучше гипноза. К обучению принуждают под угрозой какого-нибудь наказания. Студент набит информацией, не оцененной им самим, подобно чучелу. Такой студент будет хорошо информирован и хорошо образован в соответствии с современными стандартами, но, к сожалению, он не будет очень удачливым в выбранной им профессии.

Не совершайте ошибку, критикуя что-либо исходя из того, совпадает ли это с еще чьим-то мнением. Тонкость в связи с этим вопросом здесь состоит в том, совпадает ли это с вашим собственным мнением. Согласуется ли это с тем, что думаете вы сами?

Почти каждый каким-то образом наблюдал физическую вселенную. Например, никто не знает об организме все, что только можно о нем узнать; но совершенно справедливо, что не существует недостатка в организмах, доступных для дальнейшего изучения. Не существует никакой веской причины на то, чтобы принять мнение профессора Кляксы из Разгромского университета, который в 1933 году заявил, что "шизофреники - они и есть шизофреники"; это мнение сделало их шизофрениками навсегда.

Если вас интересует, как выглядит безумие, то у вас есть надежда увидеть в жизни проявление любой и каждой его формы почти в любой части света. Изучайте особенности людей вокруг вас и думайте о том, на что они стали бы похожи, если эти их маленькие особенности можно было бы увеличить раз в сто. При составлении списка всех наблюдаемых особенностей характера вы поймете, что у вас имеется полный список всех безумств в мире. Этот список мог бы быть гораздо точнее, нежели тот, что предложен Крепелином и используется сегодня в Соединенных Штатах.

Если разумность - это рациональность, а безумие - это нерациональность, и если вы установите, насколько же нерациональными стали бы люди, если их навязчивые идеи увеличить в сотни раз, то в вашем распоряжении будет находиться гораздо более точный и завершенный список безумств и их проявлений, чем тот, что существует на данный момент.

Итак, единственный совет, который я дам студентам, заключается в том, чтобы они постигали науку ради самой науки и использовали ее в точности по ее назначению, - и затем формировали свое собственное мнение. Изучайте с такой целью, чтобы ваш разум сам приходил к своим собственным заключениям о том, насколько правильной и работающей является та информация, которую он усвоил. Сравните то, что вы узнали, с тем, что уже известно о физической вселенной. Ищите причину, которая стоит за этими явлениями, и установите способ действия и направление, в котором это явление по всей вероятности будет развиваться. Не позволяйте человеческому Авторитету или Авторитету научной школы делать заранее известный вывод в вашей области знаний. Только если вы будете иметь в виду эти принципы образования, вы сможете стать истинно образованным человеком.

Всякий раз, когда ему попадается на глаза какое-нибудь объявление или какая-нибудь литература или что-нибудь ещё, в процессе чтения он постоянно задаёт себе вопрос: "Как я могу применить это к тому, что я делаю?"

В этом и заключается основная и существенная разница между академическим и практическим обучением.

Вот почему некоторые люди терпят неудачу, пытаясь применить знания на практике после окончания курса обучения.

Было бы гораздо лучше, если бы человек, глядя на какие-то данные, вместо того чтобы думать: "Попадется ли мне это на экзамене?", спросил бы себя: "Как я могу применить этот материал?" или "Как я могу использовать это на практике?"

В этом случае человек сможет извлечь гораздо больше пользы из того, что он изучает, и сможет действительно применять свои знания на практике.

 

ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ

Для того, чтобы хорошо учиться, требуется больше, чем просто желание учиться. Ловушки действительно существуют, и люди должны уметь эффективно учиться, чтобы избежать их.

Было обнаружено, что существует три конкретных препятствия, которые могут заблокировать способность человека учиться, а значит, и его способность получать образование. Эти препятствия действительно порождают физические и умственные реакции.

Если вы знаете и понимаете, что это за препятствия и как их преодолевать, то ваша способность учиться и усваивать информацию значительно возрастает.

 

А. ОТСУТСТВИЕ МАССЫ

 

Первое препятствие: отсутствие массы

В технологии обучения мы разделяем массу и значимость предмета. Под массой мы имеем в виду реальные физические предметы, вещи из жизни. Значимость предмета - это его смысл, идеи или теория.

Пытаясь дать кому-то образование при отсутствии массы, с которой эта технология будет потом иметь дело, вы можете обречь человека на немалые трудности.

Если бы вы изучали тракторы, массой был бы трактор. Вы могли бы заниматься по учебнику, где есть вся информация о тракторах: как приводить в движение рычаги управления и как пользоваться разнообразными приспособлениями, — другими словами, где есть вся значимость — но можете себе представить, как мало вы бы из него поняли, если бы в действительности вы никогда не видели трактора.

Такое отсутствие массы в действительности может заставить человека, изучающего что-либо, чувствовать, как будто на него что-то давит. Это может заставить его чувствовать, как будто что-то пытается его согнуть, чувствовать что-то вроде головокружения, чувствовать, как будто жизнь его покидает, ему может стать скучно, он может начать злиться.

Фотографии и кинофильмы могут помочь, потому что они дают обещание или надежду на массу. Но если человек изучает тракторы, печатная страница или устное слово не заменят настоящий трактор!

 

Обучение человека какому-либо предмету, когда масса этого предмета отсутствует, или же она недоступна, может вызвать неприятные и отвлекающие физические реакции.

Если вы попытаетесь научить человека всему, что касается тракторов, но не покажете ему никаких тракторов и не дадите ему почувствовать массу в виде настоящего трактора, это кончится тем, что он будет чувствовать давление на лицо, головную боль и у него появятся неприятные ощущения в животе. Время от времени он будет испытывать головокружение, у него часто будут болеть глаза.

Учащиеся любого возраста могут столкнуться с этим препятствием. К примеру, у маленького Серёжи в школе ужасные трудности с арифметикой. Вы обнаруживаете, что у него была задача, связанная с яблоками, но у него на парте никогда не было никаких яблок, которые можно было бы посчитать. Давайте дадим ему несколько яблок и каждому из них присвоим число, и вот перед ним лежит определённое количество яблок; он больше не имеет дело с чисто теоретическим количеством яблок.

Суть в том, что вы можете выяснить, что Серёжина проблема — в отсутствии массы, и исправить это, предоставив массу; либо вы можете предоставить сам объект или его приемлемую замену.

Это препятствие в обучении — изучение чего-либо при полном отсутствии массы — порождает реакции, которые очень легко распознать.

Как справиться с отсутствием массы

Поскольку не каждый обучающийся имеет в своём распоряжении реальную массу, были разработаны некоторые инструменты, которые помогают компенсировать отсутствие массы. Их можно объединить под общим заголовком “демонстрация”.

Слово “демонстрация” происходит от латинского слова demonstrare, что значит “указывать, показывать, доказывать”.

В “Словаре двадцатого века” Чэмберса включена следующая дефиниция слова “демонстрировать”: “обучать, разъяснять или показывать на практике”.

Для того, чтобы предоставить массу, нужно выполнить демонстрацию. Один из способов сделать это — использовать демонстрационный набор. Демонабор, как его обычно называют, состоит из различных мелких предметов — пробок, крышечек, скрепок, колпачков от ручек, резиновых колечек и т.д. Человек может использовать демонабор, чтобы представить с его помощью то, что он изучает, и чтобы понять различные идеи.

Если человек сталкивается с чем-то, в чём он не может полностью разобраться, демонстрация этой идеи с помощью демонабора поможет ему это сделать.

С помощью демонабора можно продемонстрировать всё, что угодно: идеи, предметы, взаимосвязи и то, как что-то работает. Человек просто использует эти мелкие предметы, чтобы представить различные части того, что он изучает. Предметы можно передвигать относительно друг друга, чтобы показать какие-то механизмы и действия в рамках данной идеи.

Другой способ продемонстрировать что-либо — это зарисовка.

Если кто-либо пытается разобраться в чём-то, сидя за столом у себя в кабинете, он может взять карандаш и бумагу и разобраться в этом, сделав зарисовку или нарисовав схемы того, в чём он пытается разобраться, и таким образом достичь понимания.

Существует правило, которое гласит: если вы не можете продемонстрировать что-либо в двух измерениях, значит, у вас об этом неверное представление. Это произвольно установленное правило, но оно очень эффективно.

Это правило применяется в инженерном деле и архитектуре. Если невозможно просто и ясно представить что-либо в двух измерениях, значит, тут что-то неправильно, и построить это нельзя.

 

Зарисовка и представление чего-либо в двух измерениях относятся к демонстрации и являются способами разобраться в чём-то.

Третий способ предоставить массу для прояснения каких-либо принципов — это использование пластилина, для того чтобы выполнить пластилиновую демонстрацию какого-либо принципа или идеи.

Цель пластилиновой демонстрации в следующем:

1. Сделать изучаемый материал реальным для человека.

2. Помочь человеку установить должное равновесие между массой и значимостью.

3. Научить человека применять изученное на практике.

Вся теория пластилиновых демонстраций состоит в том, что они дают массу.

Для того чтобы понять что-либо, человеку нужна масса. Без неё у него есть только мысли и умственные представления. Получив массу, он сможет во всём разобраться, поскольку он будет иметь массу и пространство, и сможет ясно представить себе то, что он пытается понять.

Демонстрация с демонабором работает по тому же принципу, но пластилиновая демонстрация реальнее представляет демонстрируемую вещь и даёт больше массы.

Любой человек, изучающий что-либо, может использовать пластилин, чтобы продемонстрировать действие, дефиницию (определение слова), предмет или принцип. Он садится за стол, на котором лежит пластилин разных цветов. Человек демонстрирует предмет или принцип в пластилине, прикрепляя ярлык к каждой части демонстрации. Всё показывает пластилин. Демонстрация - это не просто кусок пластилина с ярлыком на нём. В качестве ярлыков используйте маленькие полоски бумаги.

Например, человек хочет продемонстрировать карандаш. Он делает из пластилина тонкий стержень и оборачивает его ещё одним слоем пластилина так, что тонкий стержень слегка выглядывает с одного конца. К другому концу прилепляется маленький пластилиновый цилиндр. К стержню прикрепляется ярлык “грифель”. К внешнему слою прикрепляется ярлык “дерево”. К маленькому цилиндру прикрепляется ярлык “резинка”.

Простота - это основной принцип.

Можно продемонстрировать в пластилине всё, что угодно, если постараться. И просто работая над тем, как это продемонстрировать или представить с помощью пластилина и ярлыков, вы придёте к новому пониманию.

В вопросе: “Как мне представить это в пластилине?” - содержится секрет обучения. Если человек может представить это в пластилине, то он это  понимает. Если не может, то он на самом деле не понимает, что это такое. Таким образом, пластилин и ярлыки работают только в том случае, когда термин или предмет в самом деле вам понятны. А вылепливая их из пластилина, вы придёте к их пониманию.

Художественное исполнение не является целью в работе с пластилином. Формы вылепливают грубо.

К каждой отдельной части в пластилиновой демонстрации прикрепляется ярлык, и неважно, насколько грубо сделан этот ярлык. Обычно ярлыки делают из кусочков бумаги, подписывая их шариковой ручкой. Вырезая ярлык, один из его концов делают острым, чтобы ярлык легко входил в пластилин.

Процедура должна быть такой: человек делает один предмет, прикрепляет к нему ярлык, делает другой — прикрепляет ярлык, делает третий - прикрепляет ярлык, и так далее в такой же последовательности. Эта последовательность объясняется следующим данным: для максимально эффективного изучения чего-либо необходимо, чтобы соотношение массы и значимости было равным, и слишком большое количество чего-то одного при отсутствии другого может отрицательно отразиться на самочувствии человека. Если человек вылепливает сразу все массы своей демонстрации, не обозначая каждую ярлыком, значит, он сидит с головой, забитой всеми этими значимостями, вместо того, чтобы по ходу дела помещать каждую значимость на своё место (в виде ярлыка). Правильная процедура такова: обозначайте ярлыком каждую массу,  как только вы её вылепили.

Любой предмет, принцип и любое действие можно представить в виде куска пластилина и ярлыка. Масса лепится из пластилина, а значимость или мысль обозначается ярлыком.

Направления движения обычно показывают маленькими стрелками. Стрелку можно сделать из пластилина, или же представить её в виде ярлыка какого-то другого типа. Это может иметь значение. Нехватка в демонстрации данных о том, в каком направлении что движется, часто делает её нераспознаваемой.

Пластилиновые демонстрации должны быть большими. Одна из целей пластилиновых демонстраций — сделать изучаемый материал реальным для человека. Если пластилиновая демонстрация невелика (даёт меньше массы), она может оказаться недостаточно реальной для него. С помощью больших пластилиновых демонстраций легче всего добиться от человека лучшего понимания.

Хорошо выполненная пластилиновая демонстрация, которая действительно демонстрирует, произведёт поразительную перемену в этом человеке. И он усвоит эти данные.

 

Каждый из этих трёх методов, которые компенсируют отсутствие массы, - использование демонабора, зарисовки и пластилиновые демонстрации – следует, не скупясь, использовать в любой учебной деятельности. Они очень сильно сказываются на том, насколько хорошо человек учится и может применять то, что он изучил.

 

Б. НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ПОСТЕПЕННОСТИ

 

Второе препятствие: нарушение принципа постепенности

Принцип постепенности — это постепенный подход к чему-либо, осуществляемый ступенька за ступенькой, уровень за уровнем, причём каждый шаг или уровень сам по себе можно легко преодолеть — так что в конце концов становится возможным выполнение довольно сложных действий с относительной лёгкостью.

 

 

 

 

 

 

 


Когда человек нарушает принцип постепенности при изучении какого-либо предмета, у него появляется ощущение, что он запутался или голова у него идёт кругом (состояние, когда теряется способность ясно соображать). Это второе препятствие в обучении.

Чтобы устранить нарушение принципа постепенности, нужно вернуться назад к уже пройденному. Выясните, когда у человека не было такого чувства, как будто он запутался, и какое новое действие он затем предпринял. Выясните, что он понимал хорошо как раз перед тем, как почувствовал, что совсем запутался.

Вы обнаружите, что в том месте, где он, по его мнению, всё понимал, было что-то, чего он на самом деле не понял.

Когда человек это прояснит, он снова будет способен успешно продолжать учиться.

 

Если человек ужасно запутался при выполнении второго действия, которое он должен был выполнить или усвоить, можно с уверенностью предположить, что, на самом деле, он никогда не понимал первого действия.

Это препятствие чаще всего встречается и наиболее очевидно в практической деятельности, — если её противопоставить чисто академическому изучению или мыслительной деятельности.

 

В. НЕПОНЯТОЕ СЛОВО

 

Третье - и самое важное препятствие:  непонятое слово

Третье и самое важное препятствие в обучении — это непонятое слово. Это слово, которое либо не понято, либо неверно понято.

Совсем иной набор физических реакций может возникнуть, когда человек при чтении пропускает слова, значения которых он не понимает. Если он продолжает читать после того, как встретилось непонятое слово, это вызывает у него отчётливое ощущение пустоты в голове или чувство усталости.

За этим может следовать чувство, как будто “его здесь нет”, и своего рода нервная истерика.

Замешательство и неспособность понять и усвоить материал возникает после того, как встретилось слово, значения которого человек не знает и которое он не понял.

Непонятое слово гораздо важнее двух других препятствий в обучении. Непонятое слово определяет способности человека в той или иной сфере деятельности или недостаток этих способностей. Это то, что психологи пытались тестировать годами, так и не узнав, что это такое.

К нему одному сводятся многие трудности в обучении, и спектр его всевозможных воздействий на разум настолько широк, что оно само по себе является главным фактором, связанным с тупостью, а также со многими другими нежелательными состояниями.

Если бы у человека не было непонятых слов, его талант мог бы проявиться или не проявиться, но он был бы способен действовать.

Существует два особых проявления, которые возникают из-за непонятых слов.

 

Первое проявление

   Когда человек пропускает непонятое слово, часть текста, которая следует непосредственно за этим словом, представляет собой пустоту в его памяти.

 

Всегда можно проследить это и вернуться к некоторому слову как раз перед пустотой, прояснить его и чудесным образом обнаружить, что место, которое прежде было пустотой в изучаемом материале, теперь не является ею.

С вами когда-нибудь случалось, что, дойдя до конца страницы, вы осознавали, что не помните, о чём читали? Что ж, где-то раньше на этой странице вы пропустили слово, для которого у вас не было определения либо было неправильное определение.

Вот пример. “Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах восходящего солнца”. Смотрите, что получается: вам кажется неясным всё предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно от одного слова, которое вы не поняли: “ропак”, что значит “льдина, стоящая ребром”.

Второе проявление

Неправильно понятая или непонятая дефиниция, либо слово, дефиницию которого человек не выяснил, может даже заставить его отказаться от изучения предмета и оставить курс или класс. Такой уход называется срывом.

Все мы знаем таких людей, которые с энтузиазмом начинали обучение на курсе, а спустя некоторое время выяснялось, что человек бросил учёбу, потому что “было скучно” или “это было совсем не то, чего он ожидал”. Они собирались обучиться какому-нибудь ремеслу или собирались учиться в вечерней школе и получить диплом, но так и не завершили обучение. Неважно, насколько рассудительно они это объясняют, — то, что они перестали изучать предмет или ушли с курса, — это факт. Это срыв. Человек сбегает только по одной главной причине - из-за непонятого слова.

Другие препятствия в обучении - отсутствие массы или нарушение принципа постепенности - не обязательно приводят человека к “бегству”, они просто порождают физические проявления. Но непонятое слово может привести к тому, что человек “сорвется”.

Существует определённая последовательность действий, которая следует за пропуском непонятого слова.

 

Когда человек не уловил смысл слова, он приходит в состояние непонимания (пустоты) в отношении материала, который идет сразу за этим. После этого человек находит решение, как справиться с ощущением пустоты: обособиться от него — отделить себя от этого и отказаться от какой-либо связи с этим.

Теперь, когда человек отделил себя от этой области, которую он изучал, его в действительности не заботит то, что он делает по отношению к этому предмету или связанным с ним вещам или видам деятельности. Именно такая позиция - отделиться или обособиться — предшествует нанесению вреда кому-либо или чему-либо.

Например, школьник, который пропустил непонятые слова в предмете, не будет интересоваться тем, что происходит в классе, будет, вероятно, плохо отзываться об этом предмете в разговорах со своими друзьями и, возможно, даже повредит оборудование в классе или потеряет свой учебник.

Однако люди в основе своей хорошие. Когда человек совершает вредоносное действие, за этим следует попытка удержать себя от нанесения более серьёзного вреда. Далее следуют попытки выискать что-то, в чём другие люди были не правы по отношению к нему, с тем чтобы оправдать свои действия. За этим следуют разные жалобы, придирки и позиция “смотрите, что вы со мной сделали”. Это даёт оправдание (по мнению этого человека) для ухода, срыва.

Но большинство систем образования, с неодобрением воспринимая такие срывы, заставляют человека действительно отстраниться от предмета изучения (что бы он ни изучал) и установить вместо себя умственный механизм, который может принимать и выдавать предложения и фразы. Человек может установить умственный механизм, когда он перестаёт интересоваться тем, что он делает, но чувствует, что должен продолжать делать это.

Теперь у нас есть “ученик, который быстро учится, но почему-то никогда не применяет то, что изучает”. Таких учеников называют “блестящими”.

Специфическое явление, таким образом, заключается в том, что человек может выучить несколько слов и выдавать их, но всё же вообще не участвовать в этом действии. Этот человек получает на экзаменах “5+”, но не может применять данные.

Совершенно тупой ученик просто застрял в пустоте непонимания после какого-то непонятого слова. Он не сможет продемонстрировать свой материал с помощью демонабора или пластилина, и такого рода трудности являются верным признаком того, что у человека есть непонятое слово.

“Блестящий” ученик, который, однако, не может использовать данные, вообще, мысленно отсутствует. Он давным-давно потерял способность спокойно воспринимать материал предмета или сам предмет.Исправление любого из этих состояний — “блестящего непонимания” и “тупости” — заключается в нахождении пропущенного слова.

Это открытие о влиянии, которое оказывает непонятое слово, действительно открывает двери к образованию. И хотя о нём говорится здесь в последнюю очередь, это — самое значительное препятствие в обучении.

 

ПРОЯСНЕНИЕ СЛОВ

Непонятое слово остаётся непонятым, пока человек не прояснит его значение. Как только человек понял его полностью, можно сказать, что оно прояснено.

Процедуры, используемые для нахождения и прояснения слов, которые человек не понял в процессе изучения чего-либо, называются прояснением слов. В первую очередь нужно усвоить точную процедуру, используемую при прояснении любого непонятого слова или символа, которые могут встретиться вам при чтении или изучении чего-либо. Эта процедура используется во всей технологии прояснения слов.

 

А. ШАГИ ПРОЯСНЕНИЯ СЛОВА

 

1. Во время чтения держите под рукой словарь, чтобы можно было с его помощью прояснить любое непонятое слово или символ, которые вам встретятся. Можно найти простой, но хороший словарь, который не содержит других сложных слов в дефинициях тех слов, которые вам нужно будет прояснять.

2. Когда вы встречаете слово или символ, которого не понимаете, первое, что нужно сделать, — это взять словарь и быстро просмотреть дефиниции, чтобы найти ту, которая подходит к тому контексту, в котором использовано слово. Прочитайте эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом в этом значении, пока у вас не сложится чёткий концепт этого значения слова (непосредственное понятие о нём). Может потребоваться десять или более предложений.

3. Затем проясните все остальные дефиниции этого слова, составляя предложения с этим словом в каждой дефиниции до тех пор, пока у вас не появится чёткое понимание каждой дефиниции.

Если слово имеет несколько различных дефиниций, нельзя ограничиваться пониманием этого слова только в одной дефиниции и называть его “понятым”. Вы должны быть в состоянии понять это слово, когда позднее оно встретится вам в другом значении.

Однако не проясняйте технические или специальные дефиниции (математические, биологические и т.д.), или устаревшие (более не используемые), или архаичные дефиниции (которые использовались очень давно и вышли из широкого употребления), если только это слово не используется в одной из этих дефиниций в том контексте, в котором вы его не поняли. Прояснение таких дефиниций могло бы увести человека в сторону, так как ему пришлось бы прояснять много других слов в этих дефинициях, и это бы очень сильно замедлило его прогресс в обучении.

4. Следующее, что нужно сделать, — это прояснить происхождение (объяснение того, откуда первоначально произошло это слово). Это поможет вам достичь понимания сути данного слова.

5. В большинстве словарей приводятся идиомы, содержащие данное слово. Идиомы — это фразы или выражения, смысл которых нельзя понять, исходя из обычных значений составляющих их слов. Например, “ходить на голове” — это русская идиома, означающая: “очень шалить, шуметь, озорничать, нарушая дозволенное (обычно о детях)”. Довольно много слов используется в составе идиом, и эти идиомы обычно приводятся в словаре после дефиниций самого слова. Если для слова, которое вы проясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже нужно прояснить.

6. Проясните всю остальную информацию об этом слове: примечания о его  потреблении, синонимы и т.д. для того, чтобы понять слово полностью. (Синонимы — слова, которые имеют похожие, но не одинаковые значения, например “худой” и “тонкий”.)

7. Если в дефиниции проясняемого слова встречается непонятое слово или символ, его необходимо сразу же прояснить, используя ту же самую процедуру, а затем нужно вернуться к проясняемой дефиниции. (Условные сокращения и символы, используемые в словаре, обычно приводятся в его начале). Однако если вы обнаруживаете, что тратите массу времени на прояснение слов в самих дефинициях, то вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь даст вам возможность прояснить слово без необходимости прояснять при этом множество других слов.

 

Б. ПРОСТЫЕ СЛОВА

 

Вы сразу же можете предположить, что именно большие слова или специальные слова являются в наибольшей степени непонятыми.

Это не так.

Слова типа “и”, “это”, “где”, “такой” и другие “всем известные” слова очень часто оказываются непонятыми при проведении прояснения слов.

 

Нужен большой словарь, чтобы полностью дать дефиниции этим простым словам. Это ещё одна странность. Маленькие словари тоже предполагают, что “каждый знает, что значит это слово”.

Почти невероятным выглядит то, что выпускник университета, пройдя через годы и годы изучения сложных предметов, всё ещё не знает, что означают такие слова, как “или”, “к” или “в”. Чтобы в это поверить, это надо видеть. Тем не менее, если все эти слова привести в порядок, то из плотной массы вопросительных знаков его образование превращается в ясный практичный взгляд на вещи.

Проверка школьников в Йоханнесбурге однажды показала, что их интеллект понижался с каждым учебным годом!

А разгадка оказалась просто в том, что каждый год они добавляли ещё несколько десятков сокрушающих непонятых слов к уже запутанному словарному запасу, и никто никогда не заставлял их посмотреть значение этих слов.

Глупость является следствием непонятых слов.

В тех областях, которые причиняют человеку больше всего неприятностей, вы обнаружите наибольшее искажение действительности, наиболее запутанные и противоречивые идеи и, конечно же, наибольшее количество непонятых слов.

САМОЕ ПЕРВОЕ НЕПОНЯТОЕ СЛОВО В КАКОМ-ЛИБО ПРЕДМЕТЕ - КЛЮЧ К ПОСЛЕДУЮЩИМ НЕПОНЯТЫМ СЛОВАМ В ЭТОМ ПРЕДМЕТЕ.

При изучении иностранного языка зачастую выясняется, что в основе отсутствия способности выучить иностранный язык лежат грамматические термины родного языка, которые используются для объяснения грамматики иностранного.

Важно, чтобы эти слова были прояснены.

 

В.МЕТОДЫ ПРОЯСНЕНИЯ СЛОВ

Было разработано девять разных методов прояснения значений слов.

Они включают в себя разнообразные способы нахождения непонятых слов, лежащих в основе трудностей человека. Сюда входит и нахождение непонятых слов в изучаемом тексте, и прояснение самых важных слов, относящихся к работе человека, и даже выявление непонятых слов в предметах, которые человек изучал много лет назад!

Здесь приводятся три метода прояснения слов, которые можно широко применять в повседневной жизни.

Основной метод прояснения слов

Основной метод прояснения слов — это метод нахождения непонятого слова, при котором непонятое слово ищут в тексте выше того места, где человек испытывает трудности. Это самый элементарный метод прояснения слов из всех.

Человек должен знать, что нужно делать, чтобы продолжать учиться стремительно и успешно. Он должен быть способен справиться с чем угодно, что замедляет его прогресс или мешает ему. Он применяет технологию обучения, для того, чтобы помочь себе.

Человек, который применяет технологию обучения, будет смотреть в словаре каждое слово, которое он не понимает. Он никогда не оставит позади слово, значение которого ему неизвестно.

Если человек сталкивается с трудностями, то он сам, или напарник по обучению, или его преподаватель применяют основной метод прояснения слов, чтобы справиться с тем, что замедляет прогресс человека или мешает ему.

Дожидаться, когда человеку станет не по себе или у него появится состояние одурманенности (когда человек чувствует усталость, сонливость или затуманенность сознания, как будто он принял наркотики), используя это состояние в качестве единственного показателя наличия непонятых слов, и только тогда начинать работать с этими непонятыми словами — значит ждать слишком долго. Если вы когда-нибудь видели человека, засыпающего над книгой, значит, вы видели состояние одурманенности. Задолго до этого кто-то должен был заставить человека найти непонятое слово. Как только человек замедляет темп или соображает хуже, чем 15 минут назад, пора искать непонятое слово. Это не непонятая фраза, идея или понятие, это - непонятое СЛОВО. Оно всегда предшествует непониманию самого предмета.

Основной метод прояснения слов проводится следующим образом:

1. Человек продвигается не так стремительно и не так сообразителен, как раньше, или он просто выказывает заурядное отсутствие энтузиазма, или прохождение курса занимает у него слишком много времени, или он зевает, теряет интерес, бездумно рисует что-нибудь, мечтает и т.д.

2. В этом случае он должен поискать выше по тексту непонятое слово. Оно всегда есть, исключений не бывает. Возможно, непонятое слово находится двумя или более страницами раньше, но оно всегда будет выше того места в тексте, с которым человек работает в данный момент.

3. Слово найдено. Человек распознаёт его, когда ищет всё выше и выше по тексту. Если он не в состоянии найти это слово, тогда можно поступать следующим образом: выбирать слова, которые могли бы быть непонятыми, и спрашивать: “Что значит ______?”, чтобы проверить, даст ли человек правильную дефиницию.

4. Человек смотрит это слово в словаре и проясняет его в соответствии с шагами процедуры прояснения слов, описанными ранее в данной книге. Человек устно составляет предложения с этим словом до тех пор, пока из составляемых им предложений не станет очевидно, что он понимает это слово.

5. Теперь человек читает текст, в котором было непонятое слово. Если он не стал “сообразительным”, не горит желанием продолжать занятия, не чувствует себя более радостным и т.п., значит, выше по тексту есть другое непонятое слово. Его находят, снова выполняя шаги 2-5.

6. Когда человек становится “сообразительным”, чувствует себя более радостным и т.д., он продолжает читать, начиная с того места, где было непонятое слово, приближаясь к той части материала, которую он не понимал (где начали выполнять первый шаг).

Теперь человек будет с энтузиазмом изучать предмет — это и есть конечный результат основного метода прояснения слов. (Этот результат не будет достигнут, если непонятое слово было пропущено или если выше по тексту есть другое непонятое слово. В таком случае повторите шаги 2-5). Если теперь человек полон энтузиазма, пусть он продолжает занятия.

Хорошее прояснение слов - это система отслеживания в обратном направлении. Вы должны посмотреть выше того места в тексте, где человек почувствовал отупение или замешательство, и вы обнаружите, что где-то выше того места, где у него начались трудности, находится непонятое слово. Если человек не оживится, когда слово будет найдено и прояснено, это значит, что ещё выше по тексту находится другое непонятое слово.

Вам это станет совершенно ясно, когда вы поймёте следующее: если проблема не решается, значит, то, что кажется причиной трудностей, на самом деле ею не является. Иначе проблема была бы разрешена, не так ли? Если бы он знал, что именно он не понимает, он мог бы сам справиться с этим. Поэтому обсуждать с ним то, что, по его мнению, он не понимает, просто бессмысленно. Трудности находятся выше.

Как “взять в вилку” непонятое слово

Формула здесь такова: выяснить, где у человека не было никаких трудностей и где он сейчас испытывает трудности, — непонятое слово будет где-то в промежутке. Оно будет в самом конце той части изучаемого материала, где у человека не было трудностей.

Основной метод прояснения слов чрезвычайно эффективен, если его выполнять так, как здесь описано.

 

Метод прояснения слов “Чтение вслух”

Чрезвычайно эффективный способ нахождения слов, которые человек не понимает в книге или другом письменном материале, называется методом прояснения слов “Чтение вслух”.

Читая самостоятельно, человек часто не осознаёт, что он пропустил непонятые слова. Но каждый раз, когда он пропускает непонятые слова, у него будут проблемы с тем, что он читает.

При применении метода “Чтение вслух” один человек читает материал вслух другому человеку. Тот человек, которому читают, помогает тому, кто читает, найти и прояснить любые непонятые слова, и его называют, соответственно, прояснителем слов.

Метод прояснения слов “Чтение вслух”, как правило, проводится двумя людьми поочерёдно: один человек является прояснителем слов и проводит прояснение слов другому человеку, а затем они меняются ролями, и человек, которому только что проводили прояснение слов, становится прояснителем слов и проводит прояснение слов своему напарнику.

Слова могут быть не поняты совершенно по-разному. Важно, чтобы эти типы непонятых слов были известны человеку, проводящему прояснение слов методом “Чтение вслух”. Причиной непонимания слова может быть:

1. Ложная (совершенно неверная) дефиниция — человек читает или слышит слово “кошка” и думает, что “кошка” означает “коробка”. Это настолько неверно, что дальше некуда.

2. Выдуманная дефиниция — в детстве человека приятели всегда обзывали “девчонкой”, если он отказывался от смелых поступков. Для слова “девчонка” он выдумывает дефиницию “трусливый человек”.

3. Неправильная дефиниция — человек читает или слышит слово “компьютер” и думает, что это “пишущая машинка”. Это неправильное значение слова “компьютер”, хотя и пишущая машинка, и компьютер являются типами машин.

4. Неполная дефиниция — человек читает слово “кефир” и думает, что оно означает “напиток”. Дефиниция слова “кефир” следующая: “густой питательный напиток из перебродившего коровьего молока, заквашенного на специальных грибках”. Дефиниция, которую человек использовал, является неполной дефиницией слова “кефир”.

5. Неподходящая дефиниция — человек видит дефис ( - ) в предложении: “Я сегодня прочитал страницы 3-7”. Он думает, что дефис — это минус, и осознаёт, что нельзя вычесть 7 из 3, и, следовательно, не может понять смысл предложения.

 

6. Дефиниция омонима (омоним — звук или символ, имеющий два или более совершенно самостоятельных значения) — человек слышит слово “мандарин” в предложении: “С мандаринами связан исторический период в Китае”, и, зная, что мандарин - это цитрусовый плод, думает, что с этими плодами связан период в истории Китая.

7. Заменённая дефиниция (синоним) - человек читает слово “дородный” и думает, что дефиницией этого слова является “толстый”. “Толстый” является синонимом слова “дородный”. У человека непонятое слово, так как слово “дородный” означает “рослый, крупный, полный”.

8. Пропущенная (недостающая) дефиниция - человек слышит фразу: “Завтрак здесь очень плотный”. Он знает две дефиниции слова “плотный”. Он знает, что “плотный” означает “имеющий тесно подогнанные части”, а также “толстый, прочный”. В предложении, которое он только что услышал, ни одна из этих двух дефиниций не имеет для него особого смысла. Он не может понять, как может завтрак иметь тесно подогнанные части или быть прочным. Он не знает, что слово “плотный” в этом смысле означает: “обильный и сытный (о еде)”.

9. Отсутствие дефиниции: отсутствие дефиниции — это “отсутствие понимания” слова или символа. Человек читает предложение: “Пётр Иванович занимался очковтирательством”. Он не понимает его, так как у него нет дефиниции слова “очковтирательство”. Это слово означает: “Намеренное введение в заблуждение, обман”.

10. Отвергнутая дефиниция — человек отказывается посмотреть значение символа “звёздочка” (*). В разговоре с ним выясняется, что каждый раз, когда он видит звёздочку на странице, он знает, что материал этот будет “очень трудным для чтения”, что он требует “языкового образования”, является “сложным” и “заумным”.

Если человек, следуя своей привычке, пропустил очень много непонятых слов при чтении или при получении образования (а в такой ситуации находится почти каждый человек в современной культуре), то снизится не только его способность читать, но и его интеллектуальный уровень. Другие люди не будут понимать то, что он пишет и говорит, он сам не будет понимать то, что он читает и слышит, и он будет вне общения. Существует вероятность, что мир будет казаться ему очень странным местом, у него будет чувство, что его “не понимают” (как это верно!), и жизнь будет казаться ему немножко несчастной. Другим людям может даже показаться, что он преступник. В лучшем случае он станет чем-то вроде робота или зомби. Так что, видите — очень важно прояснять непонятые слова.

 

Почему метод прояснения слов “Чтение вслух” работает

Человек, который понимает все слова на странице, которую он читает, сможет прочитать эту страницу вслух безукоризненно. Он будет чувствовать, что голова у него ясная, что он очень хорошо всё воспринимает, и он будет полностью понимать то, что читает. Но когда человек пропускает слово или символ, которые он не понимает, это вызывает прерывание в его голосе или изменение физического состояния. Его голос может измениться, или человек может запнуться на каком-то слове, или у него может исказиться лицо, или он может сощуриться или отреагировать каким-либо иным образом.

Это легко понять, если вы вспомните, что у человека может появиться ощущение пустоты в голове после того, как он пропустил слово или символ, которые не понял. Читая, он может сделать ошибку прямо на непонятом слове или символе, или же он может продолжить чтение, пропустив то, что было не понято, и сделать ошибку на  слове или символе, которые находятся далее в тексте. Он почувствует некоторое отупение и постарается уравновесить это чувство тем, что будет читать с большим усилием. Это всегда будет выражаться в каком-либо неоптимальном действии; прояснитель слов должен сразу же заметить это и сделать всё, что нужно.

Неоптимальная реакция — это всё, что делает человек, кроме того, что читает текст легко, естественно и безукоризненно. Вот примеры некоторых неоптимальных реакций, которые могут проявиться.

1. Человек добавляет слово, пропускает слово или изменяет слово в предложении, которое он читает.

2. Человек запинается на слове или произносит его неверно.

3. Человек делает паузы или читает медленнее.

4. Человек хмурится или выглядит неуверенным.

5. Человек становится скованным или напрягает какую-либо часть тела, - например, щурится, сжимает кулаки, покусывает губы или проявляет какую-либо иную физическую реакцию.

6. Человек читает с усилием.

7. Человек читает, как робот, или с таким отношением, которое свойственно “блестящим” ученикам (таким он становится после того, как его заставляли читать “правильно” те, кто ничего не знает о непонятых словах).

 

Могут возникнуть и другие проявления.

Здесь перечислены не все реакции, но этот список предназначен для того, чтобы дать представление о том, чего следует ожидать. Конечно, человек может запинаться при чтении, если он пытается читать при тусклом освещении, или если у него  проблемы со зрением, или если очень трудно разобрать шрифт, почерк или исправления, сделанные карандашом. Таким образом, метод “Чтение вслух” необходимо проводить только при ярком освещении, и, если человеку следует носить очки, он должен быть в очках, а в самом материале, по которому проводится прояснение слов, не должно быть помарок и вычёркиваний. Должны быть устранены все возможные причины, по которым человек не может видеть текст, и сам текст не должен быть неразборчивым. Иначе человек просто скажет, что он не увидел, что написано в тексте, или освещение было плохим, или найдет какое-нибудь другое неправильное “почему” (причину).

Всякий раз, когда человек ошибается при чтении или реагирует каким-либо неоптимальным образом, непонятое слово всегда будет найдено выше по тексту или, иногда, непосредственно в том самом месте, где произошла ошибка или возникла реакция.

Пример: студент (студентом мы будем называть человека, который учится или изучает что-либо) читает текст вслух. Он читает: “Раймонд шёл домой медленно и задумчиво”, затем он хмурится. Прояснитель слов останавливает чтение, сказав: “Достаточно”. И затем спрашивает: “Есть ли здесь какое-либо слово или символ, которые Вы не поняли?” (Если студент удивляется, почему его остановили, прояснитель слов говорит ему, какую реакцию он заметил.)

Студент просматривает то, что он прочитал. Он чувствует неуверенность в отношении слова “медленно”. Он говорит об этом прояснителю слов, смотрит в словаре слово “медленно” и составляет предложения с этим словом до тех пор, пока полностью его не поймёт.

Когда слово, которое было не понято, найдено и прояснено, человек оживится и снова начнёт читать чётко и правильно.

Как проводить прояснение слов методом “Чтение вслух”

1. Студент и прояснитель слов сидят друг напротив друга.

Студент и прояснитель слов сидят напротив друг друга за столом. У каждого имеется свой экземпляр текста, по которому будет проводиться прояснение слов.  прояснитель слов должен одновременно видеть студента и страницу перед собой.

2. В их распоряжении должны быть словари.

В распоряжении студента должен быть простой хороший толковый словарь, а также любые другие словари, которые могут понадобиться. (Главное - не пользуйтесь тем, что называется “миниатюрным словарём”. Он отличается от простого словаря, имеющего хорошо сформулированные дефиниции. “Миниатюрные словари” обычно продают в ларьках, вместе с бульварными романами. В таком словаре слово А очень часто определяется как слово Б, а слово Б, в свою очередь, как слово А. В нём также пропущены все дефиниции, помимо самой употребительной, и все технические дефиниции).

3. Студент распознаёт свои непонятые слова.

Перед тем, как студент начнёт читать, его нужно предупредить, что, если он читает что-то и не понимает это полностью, он должен сказать об этом прояснителю слов, или, если он видит слово, значения которого он не знает, он должен остановиться, посмотреть значение слова и прояснить это слово, а не пропускать его. Следует побуждать студента самостоятельно находить и прояснять непонятые слова. При проведении прояснения слов этим методом прояснитель слов никогда не должен препятствовать студенту в прояснении слова, которое студент считает непонятым. Благодаря методу прояснения слов “Чтение вслух” человек обретает способность делать это, и в будущем он сможет находить и прояснять свои непонятые слова.

4. Студент читает текст вслух прояснителю слов.

Студент читает текст вслух прояснителю слов. В то время как студент читает, прояснитель слов следит по своему экземпляру того же текста, наблюдает за студентом и слушает его.

Прояснитель слов должен быть всегда начеку и должен замечать любые неоптимальные реакции студента, возникающие во время чтения.

5. Неоптимальная реакция = непонятое слово.

Неоптимальная реакция студента на то, что он читает, является для прояснителя слов признаком того, что студент встретил непонятое слово. Теперь прояснитель слов и студент должны найти в тексте именно то слово (или символ), которое студент не понял. Непонятое слово или символ будут найдены выше по тексту или иногда в том самом месте в тексте, где произошла неоптимальная реакция.

 

6. Найдите непонятое слово.

Если сам студент не заметил, что у него была реакция, и он просто продолжает читать, то прояснитель слов говорит: “Достаточно. Есть ли здесь какое-либо слово или  символ, которые вы не поняли?” Направлять студента к его непонятому слову — это обязанность прояснителя слов. Оно находится либо в том месте текста, где произошла неоптимальная реакция, либо выше него. Задача заключается в том, чтобы направить студента к непонятому слову. И затем студент смотрит значение этого слова.

Возможно, студент сразу же найдёт непонятое слово и назовёт его прояснителю слов. Но если студенту трудно найти это слово, то прояснитель слов должен помочь ему в этом.

Прояснитель слов помогает студенту тем, что побуждает его искать непонятое слово выше и выше того места в тексте, где у студента возникла реакция, до тех пор пока непонятое слово не будет найдено. Прояснитель слов может также провести студенту выборочную проверку. “Проводить выборочную проверку” означает выбирать слова из прочитанного текста и спрашивать у студента их дефиниции, чтобы проверить, знает ли он значения этих слов. Прояснитель слов может выбрать слово выше по тексту и спросить: “Что значит слово ______?”

Если студент не уверен в отношении какого-либо слова или даёт неверную дефиницию, то это слово проясняется по словарю.

7. Проясните слово.

Как только непонятое слово найдено, оно должно быть полностью прояснено по словарю. Используйте процедуру, приведённую на странице 19 под заголовком “Шаги прояснения слова”.

8. Прочитайте предложение снова.

После этого прояснитель слов просит студента снова прочитать то предложение в тексте, в котором было найдено непонятое слово или символ. Студент снова читает предложение, и, если он прочитал его правильно и понимает его, он продолжает читать текст. С любыми дальнейшими неоптимальными реакциями справляются, находя ещё одно непонятое слово и проясняя его так, как говорилось выше.

9. Метод “Чтение вслух” проводят до тех пор, пока текст не будет пройден до конца.

Метод “Чтение вслух” проводят до тех пор, пока текст, в котором требуется прояснить слова, не будет пройден до конца.

 

Если два человека проводят прояснение слов методом “Чтение вслух” друг другу, то после завершения прояснения слов по фрагменту текста они меняются ролями, и человек, которому только что закончили проводить прояснение слов, становится прояснителем слов.

Другой человек проходит ту же самую часть текста и затем переходит к следующему фрагменту текста.

Таким образом, они проходят текст по очереди, проясняя его фрагмент за фрагментом, до тех пор, пока оба не закончат читать весь текст.

Предупреждения и советы

Иногда случается, что при прояснении слов между студентами происходит ссора или возникает расстройство. Если это случилось, то знайте, что произошло одно из двух:

1) студента заставили прояснять “непонятые” слова, которые на самом деле были поняты, либо

2) действительно непонятые слова не были обнаружены и были пропущены.

Вы можете исправить ситуацию с теми словами, которые человек прояснял, хотя в этом не было необходимости, спросив у него, заставляли ли его смотреть в словаре те слова, которые он понимал. Если это имело место, то человек оживится и назовёт вам слово или слова, которые его ошибочно заставили прояснять. После этого прояснение слов можно возобновить.

Если предыдущий шаг не исправляет положение, то знайте: были пропущены непонятые слова. Пусть прояснитель слов вернёт его к тому месту в тексте, где у него последний раз всё было хорошо, а затем они пойдут дальше по тексту, проводя процедуру прояснения слов методом “Чтение вслух” и отыскивая пропущенные непонятые слова. Обычно обнаруживается, что было пропущено несколько непонятых слов, а не только одно.

Конечный результат хорошо проведённого прояснения слов методом “Чтение вслух” — это человек, который уверен, что у него нет непонятых слов в данном тексте и что он может с лёгкостью изучать этот текст и применять его.

“Чтение вслух” — это великий спаситель цивилизации.

Чрезвычайно важно, чтобы прояснение слов методом “Чтение вслух” проводилось правильно — со строгим соблюдением всех правил. В противном случае люди будут лишены грандиозных побед, которых они могут достичь с помощью этого метода.

 

Специальный метод прояснения слов “Чтение вслух”

Когда вы работаете с детьми, малограмотными людьми или теми, для кого данный язык не является родным, применяется специальный метод прояснения слов “Чтение вслух”.

Как и при использовании обычного метода “Чтение вслух”, человеку предлагают читать вслух, чтобы выяснить, что происходит с ним в процессе чтения.

Это очень простой метод.

Когда человек читает, прояснитель слов должен следить по другому экземпляру того же текста.

Могут быть обнаружены поразительные вещи.

Человек может каждый раз пропускать слово “из”. Он его просто не читает. У него может быть очень странное представление о значении этого слова, как, например, “Израиль” (действительный пример).

Он может каждый раз пропускать слово “что-то”, не зная, что такое дефис. Он может принимать одно слово за совершенно другое, например, “штопор” за “стоп” или “калёный” за “зелёный”. Он может колебаться, прежде чем произнесёт некоторые слова.

Процедура такова:

1.  Пусть он читает вслух.

2. Отмечайте каждый пропуск, изменение слова, колебание или нахмуренные брови во время чтения и сразу же начинайте работать с этим.

3. Исправляйте это следующим образом: смотрите для него значение слова в словаре или объясняйте ему это значение.

4. Пусть он продолжает читать, пока вы не заметите следующий пропуск или изменение слова, колебание или нахмуренные брови.

5. Повторяйте шаги со второго по четвёртый. Таким образом можно сделать человека грамотным.

Затем ему нужно будет научиться пользоваться словарём и прояснять слова. Затем — изучить простой учебник по грамматике. Самого отстающего ученика можно  сделать грамотным, используя этот метод прояснения слов.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Технология обучения — это мост в образование, который будет служить человеку ещё много времени после того, как он покинет классную комнату.

Разница между “блестящим” учеником, то есть таким, который учится очень, очень быстро, и “тупым” учеником, то есть таким, который учится очень, очень медленно, - это всего лишь разница между добросовестным и беспечным учеником.

Добросовестный ученик применяет технологию обучения. Он учится с намерением научиться чему-то. Он справляется с любым препятствием в обучении, которое встаёт перед ним в то время, когда он работает с материалом. Если он заканчивает читать абзац и вдруг понимает, что не имеет никакого представления о том, что же он читает, он возвращается назад и выясняет, где он запутался. Чуть выше этого места по тексту обязательно будет слово, которое он не понял. Если он добросовестный ученик, он не будет продолжать чтение до тех пор, пока не найдёт это слово и пока не выяснит, что оно значит.

Это добросовестный ученик. И то, насколько “блестяще” он учится, зависит от степени применения им этой технологии. Это не зависит от какого-то врождённого таланта или чего-то ещё. Именно его владение технологией обучения и составляет эту разницу между ним и “тупым” учеником.

Этот курс содержит далеко не все данные, которые составляют технологию обучения. Это очень обширный предмет. Но, изучив этот курс, вы получили в своё распоряжение инструменты, с помощью которых вы сможете с большим успехом изучать что угодно и помогать другим получать такие же успехи.

 

 

Сайт создан в системе uCoz