Комментарии к статье "Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ"

 
Комментарии к статье
"Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ."

Оригинал статьи находится здесь

 
Статья мне показалась интересной прежде всего потому, что авторы во многом повторяют мои собственные исследования 95-97 годов. Правда я исследовал тогда не рисунки, а внешние признаки людей. Хотя проводил наблюдения и за характеристиками творчества людей разных типов - картины, рисунки, фото и видео.

Насколько мне известно, в этой статье описывается первое с момента создания моего сайта в 2001 году более-менее серьезное исследование социониками внешних признаков типов. Думаю, не сильно ошибусь, предположив, что я один из немногих социоников (если не единственный), кто может дать связные конструктивные комментарии к этой статье по сути, а не по форме. В отличие от остальных, мне есть, с чем сравнить. Я уже прошел в направлении, которое указывают авторы исследования, и получил практические результаты в виде методики типирования по внешним признакам. Поэтому все признаки, описанные в статье, мной уже открыты, подробно описаны и, более того, проверены на практике. При этом я не хочу никого обвинять в плагиате, каждый исследователь идет своим путем, не важно, что его путь иногда повторяет чей-то еще.

Конечно, авторы, совершают типичные соционические ошибки. Прежде всего, это неправильное понимание содержания соционических функций. Однако чувствуется, что у авторов есть некоторый опыт практического типирования и наблюдения за людьми с точно определенными типами. И это их спасает от сползания в чистое теоретизирование на тему "типы таковы, какими я их себе вообразил", столь любимое многими социониками. Я не являюсь заказчиком этого исследования, и не знаком с авторами. Однако многие идеи и наблюдения авторов, как видно ниже, согласуются с моими. Это объективно подтверждает реальность связи внешних признаков и ТИМа. Поэтому мне захотелось дать подробные комментарии к этой статье.

Далее мои комментарии приведены таким цветом, а цитаты из статьи таким. Для правильного понимания рекомендую вначале ознакомиться с оригинальным текстом статьи, а затем читать мои комментарии. При возникновении трудностей со скачиванием оригинала пишите мне, я вышлю полный вариант статьи с рисунками всем желающим бесплатно (файл rar 530 кб).

Я специально переставил цитаты, сгруппировав их в соответствии с моим пониманием внешних признаков для облегчнения их сравнения с соответствующей группой признаков из методики типирования по внешним признакам.
 
 
СЕНСОРИКА-ИНТУИЦИЯ
 
Все так, как должно быть, с приведенными  признаками согласен. При этом главный признак, который я предложил бы для оценки:
Законченность (Сен.)-Незаконченность (Инт.) образа.
На рис. 1  это хорошо видно. Левый (мишка) имеет закрытый контур, правый (змея) открытый, разомкнутый.
 
Примеры сенсорика-интуиция:

"У персонажей этиков-интуитов часто нарисованы очень тонкие конечности, непригодные для работы, незакончено тело; или пропадает часть тела, которая есть на остальных рисунках. Характер самой работы часто непонятный, иногда просто стоят и ждут"
 
ИЭИ "Характерна неустойчивость (животное скачет, идет вверх по касательной). Или же опоре уделяется особое внимание: оно как будто цепляется за невидимую опору когтями, пальцами, краями одежды, боясь ее потерять. Еще один излюбленный персонаж - "летающая корова"
 
"интуитами (в одном случае можно отметить нечеткие границы тел, некоторую "нежизнеспособность" персонажей; в другом - образно-символический ряд рисунка)."
 
"Или ИЭЭ и ИЛЭ изображают несколькими штрихами забавную зверюшку, которая глядит на нечто неопределенное, представляющее предмет работы (делать? Или не делать? И с какого конца?)."
Это ЧИ
 
"Рисунки часто делаются очень быстро, одним росчерком."
Интуиция
 
ЭИЭ "В большинстве рисунков, от монстров до мультяшного зайчика, внимание притягивают глаза (их слишком много, они особенно тщательно прорисованы и т.п.)
 
ИЭИ "Часто рисуют шарфики или гривки на шее."
БИ. То же должно быть характерно и для ЭИЭ
 
"Различия, связанные с сенсорикой и интуицией, более заметны по всей серии рисунков: например, интуиция времени в положении ведущей или творческой функции определяет высокую степень образности рисунка, наличие символических изображений."
 
"Интуиция возможностей в положении ведущей или творческой функции проявляется в наличии дополнительных органов (усиков, антенн), а также в оригинальности образа."
 
"Логики-сенсоры находятся в непосредственном контакте с объектом работы, изображают всяческие инструменты, их работа приносит практический результат."

"Обычно не фантазируют, а изображают то, что сам человек любит и умеет делать (шить, строгать, пилить, писать диссертацию)."
Это сенсорика

"Часто встречаются символические изображения: например, животное фантазирует, фантазии в виде шариков и узоров; об упомянутых цветах автор рисунка - учительница - сказала: "Это мои дети, они вырастают и уходят"."
Это  интуиция
 
"Символические изображения также присутствуют ("нести свет людям", "ловит информацию из космоса")."
"Рисунки ЭИЭ часто как бы "имитируют" рисунки ЛИЭ (деловая логика в ролевой функции), но при этом в самом выполнении работы есть какая-то неправильность: животное имеет слишком длинные лапы, держит предмет не с того конца и т.п."
И это тоже интуиция
 

ЛОГИКА-ЭТИКА
 
На мой взгляд, необоснованное обобщение: "функциональные детали и органы, инструменты", приписываемые логикам. Эти признаки по моим наблюдениям гораздо чаще встречаются у сенсориков.
 
Ведущий признак здесь я бы  формулировал так:
угловатость (л) - волнообразность (э).
У логиков больше прямых линий и четких прямых или близким к ним углов. А у этиков линии в значительной степени искривлены, несимметричны. На приведеных рисунках это тоже хорошо видно. Рис 3 почти безжизненный кубик, рис 4 имеет нечеткую форму.
С остальными признаками этого раздела полностью согласен.
 
Также думание - логический признак, но в целом, без учета вертности функции.

Примеры логика-этика:
 
ИЭИ "Практически не используются прямые линии, даже углы везде скругленные."
 
"ИЛЭ и ЛИИ часто изображают интеллектуальную деятельность (читает, думает) или состояние задумчивой готовности к работе (сидит существо и смотрит, к примеру, на лопату)."

"Этики в среднем отображают на рисунке "круга друзей" положительные чувства (в рисунках много улыбок, цветов), часто общение на близкой дистанции. Особенно тесный телесный контакт, объятие - у СЭИ. Часто у "этических" животных увеличиваются уши, открывается рот (повышенная разговорчивость в компании). У типов с сильной этикой эмоций показаны более разнообразные выражения морд "друзей"
 

ИНТРОВЕРСИЯ-ЭКСТРАВЕРСИЯ
 
Я не уверен, что этот признак можно с точностью диагностировать даже по качественным рисункам. Пока я такого признака не нашел, хотя не исключаю, что он существует. Все признаки экстра-интроверсии, которые на данный момент я прорабатываю, дают в лучшем случае 50% попадание. Пока мое наблюдение такое: один и тот же человек в зависимости от состояния может нарисовать и полностью экстравертный рисунок и полностью интровертный.
 
Из всех приведенных  авторами признаков по моим наблюдениям чаще совпадает
"Куда обращено. Поза."
 
"Скорость Более низкая скорость выполнения, меньший объем за то же время. Быстрота выполнения и/или больший объем за то же время."
Этот признак не работает, т.к. зависит от типа и от состояния: сенсорный интроверт может обогнать интуитивного экстраверта и наоборот.
 
Выступы за контур фигуры я не наблюдал, надо будет заняться
 
 
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ-ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
 
"Контур, линия Контур четко прорисован, линии одинарные. Впечатление завершенности рисунка (NB: но исправления в рисунках встречаются). Контур не замкнут или прорисован нечетко. Чаще встречаются двойные, смазанные или нечеткие линии. Впечатление незаконченности рисунка."
 
Увы-увы. Завершенность - это 100% признак СЕНСОРИКИ. Я его описывал выше. Принятие завершенности за рациональность типичнейшая ошибка, которую совершают многие соционики.
 
К сожалению, по моим наблюдениям, ситуация с нальностью примерно та же, что и с вертностью - это "плавающий" признак, который четко по рисункам не определишь, тут все зависит от типа и состояния
 
АРИСТОКРАТЫ-ДЕМОКРАТЫ
 
Не берусь комментировать, т.к. считаю признаки Рейнина вторичными по отношению к типным свойствам и поэтому очень трудными для практического использования.
 
Общие замечания для признаков конкретных функций
 
Уверен, что по рисункам в принципе невозможно определить точное местоположение функции в модели А. Такая точка зрения авторов методики скорее показывает принятие ими желаемого за действительное. Типные проявления всегда-всегда (!) искажаются подтипом и многочисленными масками, а самое главное, текущим состоянием человека. Причем СТЕПЕНЬ этого искажения НЕПРЕДСКАЗУЕМА (!). Поэтому, даже если кому-то когда-то и удастся создать систему привязки признаков рисунков к ячейкам модели А, то привязка эта будет в лучшем случае очень-очень сильно "плавающей". С учетом этого могу дать лишь общие комментарии к признакам функций, которые могут помочь лишь приблизительно разделить функции на "слабые" и "сильные".
 
Неточность представленных описаний обусловлена еще и тем, что авторами описаны лишь 6 из 8-ми функций. Есс-но, оставшиеся 2 функции, как это обычно бывает в соционических описаниях, плавно "размазаны" по имеющимся описаниям 6-ти функций.
 
ЭКСТРАВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА
 
Для проявлений сильной ЧС ведущую роль играет не сама агрессия, а уровень силы и уверенности в себе как таковые. Агрессия лишь частный случай ощущения собственной силы. Агрессия также может в значительной степени отражать сильную ЧЭ. Соответственно, все примеры, акцентированные на агрессии в значительной степени могут быть признаками ЧЭ, а не ЧС.
 
Я бы выделили как ведущий признак ЧС  - это  размер животного, объем пространства, которое занимает изображение. Также частным показателем ЧС может служить мускулистость, мощь, сила. Соответственно, наличие и качество частей тела, отвечающих за эти функции. В общем идея насчет когтей, лап и т.д. верна, нужно только отделять ее в каждом случае от агрессии.
 
Примеры ЧС:
 
"Во многих рисунках ЛСИ присутствуют четко выраженные, иногда подчеркнутые надписями признаки агрессии: клыки, бивни, зубы, рога, как минимум есть обязательно парочка острых углов."

"Рисунки же СЭЭ, как и рисунки ИЭЭ, ни с кем другим не спутаешь. Во-первых, их излюбленные персонажи - это всякого рода драконы, черти, тролли, Альфы, иначе говоря, нечисть (часто с крыльями). При этом наличие зубов, клыков, когтей не мешает радостным улыбкам, а морды у животных весьма симпатичные. Само животное крупное, четкое, хорошо прорисованное."
 
"Звери СЛИ крупные, пузатенькие, с прочной опорой (обычно четвероногие, сидят или лежат)."
 
"Рисунок может представлять собой игру нескольких смыслов или воплощенную метафору. Пример: "животное за работой" - девушка-журналистка (ИЛЭ) изображает тигра, который отрывает голову кукле нового русского."

"Часто у животного, автор которого обладает сильной деловой логикой, множество дополнительных конечностей, причем разных."
 
ИНТРОВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА

Признак БС - это сами по себе изображения поверхностей - внешняя форма, красивость, гладкость. Удобство лишь частный случай. Поэтому признак БС определяется в первую очередь по качеству самого рисунка и объекта, изображенного на нем. Один из ярких признаков- "пушистость", "приятность" его на ощупь. Также еда, сытость, упитанность.
 
Опять-таки нужно отделить этот признак от ЧЭ  - выражения настроения - злой, веселый и т.д.
 
Примеры БС:
 
"Отдых, уют, свернувшийся клубочком"
 
"У персонажей ЭСЭ половина неприятностей связана с едой (съели что-то не то)."
 
"Часто больное животное более худое, чем остальные."
Хотя это может быть и интуиция.
 
"выгибаются в немыслимых позах, теряют куски себя, разваливаются, получают травмы."
Здесь БС в смеси с ЧС.
 
"Излюбленный персонаж СЭИ - существо с плотной тушкой и длинной изогнутой шеей, обычно с вуалью, челкой, пушистыми ушками и т.п. Обычно эти существа стоят на всех четырех лапах или лежат."

"Многие звери ЭСЭ антропоморфные, хорошо изображены органы чувств, обычна широкая улыбка и наличие украшающих деталей. Во многих рисунках встречается еда в самом разнообразном свете. Животные обычно очень пушистые и округлые, а будучи не в настроении (за работой или в гневе), лысеют и худеют."
 
 

ЭКСТРАВЕРТНАЯ ЛОГИКА
 
РАБОТА - ЭТО ВНЕТИПНО!
 
"У логиков животное обычно полностью погружено в работу, не настроено на внешний контакт, порой даже не имеет рта. "
Вряд ли. Работа - это очень общее понятие, любая изображенная на рисунке деятельность вообще может трактоваться как работа. Поэтому работа сама по себе ничего не говорит о типе. Это лишь отражение состояния человека на момент создания рисунка. По нему можно судить лишь о том, насколько он работоспособен в данный момент.
 
На самом деле, ЧЛ - это МАССА. Некоторое количество соединенных друг с другом однородных элементов. Поэтому ведущий признак ЧЛ - массивность объекта, а также количество однородных деталей и элементов.  Пожалуй, лишь на рис. 6 наиболее этот признак ярко представлен
 
Примеры ЧЛ:
 
"Другой вид изображения - это тщательно прорисованное существо с множеством мелких, одинаковых деталей, обычно в чешуе, коре, панцире. Обычно выглядит очень реалистично, даже если изображает персонажа фильма ужасов."
 
ЛСЭ "часто прорисован ряд одинаковых перышек"
 
"изображаются части тела или предметы, состоящие из одинаковых сегментов."
 
"для ЛСЭ характерно столь полное слияние с объектом работы, что ее предмет (стол, компьютер, стиральная доска) просвечивает сквозь само животное." 
 

ИНТРОВЕРТНАЯ ЛОГИКА
 
БЛ - это структура рисунка, связь его деталей друг с другом.

"Структурная логика проявляется как построение систем, ходов, сложных башенок, пирамидок; наличие четких геометрических форм (прямоугольные кирпичи)."
Согласен полностью.
 
"Азартная вовлеченность" у ЛИЭ и прочее на эту тему внетипно.
 
 

ЭКСТРАВЕРТНАЯ ЭТИКА
 
ЧЭ, как я уже указывал выше - это эмоции сами по себе, настроение, состояние человека. Ее определять по рисункам проще всего, нужно лишь выделить эмоциональную составляющую животного.
 
"ИЭИ, кроме этого, склонны изображать созидательный творческий труд (сажает цветы и они тут же вырастают, рисует картину)."
Внетипно, это работа как таковая.
 
"Этики-сенсоры занимаются в основном работой, связанной с домом, бытом: моют, готовят, вяжут, поливают цветы, вскапывают грядки и т.д. Эти темы явно отражены у ЭСИ и присутствуют у остальных представителей клуба. У ЭСЭ и СЭИ в основном на рисунках присутствует еда: животные едят, варят кашу, несут еду или ее добывают. В тех случаях, когда люди изображают свою реальную работу за компьютером, около него обычно стоит чашка или лежит конфета. В рисунках СЭЭ распространены также мотивы незаконной деятельности, общие с ИЭЭ: лиса тащит курицу из курятника, животное ворует мед из горшочка, или та же лиса изображена в виде проститутки и т.п. (Рис. 18)"
Да, согласен, хотя это уже характеристики конкретных типов и клубов.
 
"Нужно отметить, что рисунки двух представителей типов с общей ведущей функцией могут быть очень похожи, отличия будут лежать в области творческой функции"
Согласен.
 
"Поясним на примере. Допустим, ЛСЭ и ЛИЭ изображают, как молотком забивают гвоздь. В рисунке тот же азарт, то же движение и скорость. Но при этом у ЛСЭ молоток держит в лапе шерстистая зверюга весьма реалистичного вида, а персонаж ЛИЭ… сам превратился в молоток с глазами и носом!"
Классный пример! :-)
 
Примеры ЧЭ:

"Персонаж ИЭИ - "домовенок Кузя" или маленький "снеговичок", с выразительной миной на лице."
 
"Их энергичность передается в рисунке в форме скрученной пружины (будь то стул на пружине или хвост)."
 

ИНТРОВЕРТНАЯ ЭТИКА
 
БЭ -  это отношения. Есс-но, чтобы его показать, нужно изобразить не один, а минимум два объекта, и показать их отношение друг к другу. Чаще больше. Поэтому БЭ-рисунки чаще групповые. Изображение кого-то в кругу друзей наиболее частый пример сильной этики. Примеры на эту тему достаточно удачны.
 
"При этом у ИЭЭ в рисунке будет гораздо больше смущения, выраженного в сдвоенных линиях, зачернениях, поправках, чем у ИЛЭ."
А должно быть наоборот ... Это разница между БЭ в ТНС у ИЛЭ и в 2-ке у ИЭЭ
 
 
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ
 
"Приятные эмоции и тесная дистанция в общении из логических типов более всего свойственны ЛИЭ
Неприятные (недоверие, враждебность) - логикам-негативистам: СЛЭ, ИЛИ, ЛИИ. Выражается как пустые, без зрачка, глаза, различного рода защиты в рисунке."
Опять-таки, все зависит от текущего состояния человека, которое может все менять с точностью до наоборот. И приятность эмоций и телесная дистанция может сильно отличаться у двух ЛИЭ в разном состоянии.
 
"Как уже было отмечено ранее, в этом рисунке отражается также признак аристократы-демократы (например, у ИЭЭ все в кепках и водят хоровод, а один - без кепки и изгнан из компании)"
Внетипно, зависит от маски и состояния в первую очередь,  а также  во многом от воспитания, интеллекта  и взглядов человека.
 
"Различия, связанные с сенсорикой и интуицией, более заметны по всей серии рисунков: например, интуиция времени в положении ведущей или творческой функции определяет высокую степень образности рисунка, наличие символических изображений. Часто встречаются растительные и водные мотивы. Обычно это не реальные растения, а нечто вроде узора, фона для рисунка, отображение эмоционального состояния."
Кроме образности, остальное внетипно.
 
"Характерно, что ЭСИ, ЛСИ, СЛЭ чаще других отказывались от тестирования, что, вероятно, связано с боязнью неожиданностей, страхом как-то по-новому себя проявить, неуверенностью в своих творческих возможностях."
Предположения. Это целиком зависит от человека и его текущего состояния.
 
"Часто достаточно двух из этих составляющих. Пример: по рисункам отчетливо видно, что они нарисованы человеком с сильной экстравертной этикой (очень эмоциональные, с тонкими нюансами эмоций и с большим количеством завитушек, украшений), при этом в "больном животном" сильная тревожность, враждебность, у животного, как говорят медики, "несовместимые с жизнью повреждения" - сенсорика ощущений в третьей функции. Даже не учитывая остальные признаки, можно предположить, что рисунки сделаны человеком типа ЭИЭ."
Насчет ЧЭ согласен, а вот с болезненностью не так все просто, это может быть и состояние
 

 
ВЫВОДЫ:
 
"Учитывая высокую эффективность и объективный характер данной методики, мы рекомендуем ее в качестве базисной для определения ТИМ."
Увы-увы, методика типирования по рисункам не может претендовать на точность определения типа, т.к. является проективной и во многом ограничена степенью желания автора рисунка самовыражаться. Как бы четко ни проявлялись типные признаки в рисунке и сколь точными ни были бы найденные критерии, если человек не нарисовал все, что мог и хотел, или сознательно исказил изображение,  а то и вообще отказался от тестирования, то методика не сработает. Поэтому в качестве  базисной эту методику рекомендовать нет смысла. Думаю, ее точность теоретически не должна превышать 70%. Не думаю, что какие бы то ни  было исследования смогут реально повысить этот предел. Она вспомогательная по сути и не сможет стать основной ни при каких условиях.
 
С другой стороны, я полностью  согласен  с тем, что "метод сравнения по всем рисункам позволяет сократить количество "спорных" случаев и имеющихся версий. В случае, если серия рисунков не дает достаточной информации, версия может быть проверена методом интервью (как правило, возникает не более 2-3 версий)"
 
"Итак, мы можем анализировать рисунки минимум по трем составляющим: 1. С точки зрения дихотомий
2. С точки зрения аспектов. 3. И по предпочтениям, характерным для каждого типа."
Да, согласен и еще можно добавить 4-й пункт - по клубам. Например, рисунки сенсорно-логических типов ярко отличаются от интуитивных этиков. Вообще, анализ рисунков во многом похож на методику типирования по внешним признакам
 
Приведенные авторами примеры, характеризующие отдельные типы, сами по себе интересны. Однако в отсутствие гарантий точности определения типа авторов рисунков они пока - лишь ценные наблюдения.
 
Огромное спасибо авторам за проделанную работу!
 
С уважением,
Типолог
03.05.2003
 
 


Сайт создан в системе uCoz